logo ict.moscow
logo ict.moscow

ГлавнаяНовостиWi-Fi в мегаполисе: особенности, перспективы и влияние на бизнес

Wi-Fi в мегаполисе: особенности, перспективы и влияние на бизнес

20 июня 2019РЕДАКЦИЯ
1224

эксклюзив

 

К Международному дню Wi-Fi, который отмечают 20 июня, ICT.Moscow выяснил, почему эта технология сохраняет популярность, умрет ли она с приходом 5G, в чем ее принципиальные отличия от сотовой связи, какое место она занимает в мегаполисе и влияет ли на развитие бизнеса в городе.


Популярность Wi-Fi

Согласно данным Mediascope, 70% мобильного трафика приходится на Wi-Fi и только 30% — на сотовую связь. Эксперты объясняют это тем, что такой доступ дешевле в сравнении с 3G и 4G, а в случае с публичными сетями — вообще бесплатный. Другим преимуществом является качество покрытия внутри помещений и меньшие энергозатраты для мобильных устройств.

 

Объяснить это можно тем, что большую часть своего времени люди проводят там, где у них есть Wi-Fi — в квартире, общественном транспорте, офисе. К тому же устройства сейчас автоматически переключаются на знакомые Wi-Fi-сети. Это менее энергозатратно и дешевле для пользователя.

Наджиб Муаббат
Наджиб Муаббат

директор по продукту в Hot-WiFi

Эксперты отмечают, что эта технология гораздо лучше подходит для indoor-связи.

 

Такую популярность можно объяснить, во-первых, тем, что в офисах люди используют Wi-Fi для работы в интернете, во-вторых — массовым распространением в России публичных Wi-Fi-сетей в парках, аэропортах, торговых центрах, в-третьих, тем, что скорость в Wi-Fi-сети выше, чем в сотовых сетях.

Александр Пушкарёв
Александр Пушкарёв

руководитель направления БИТ.Wi-Fi+AutoID компании «Первый Бит»

 

У многих Wi-Fi есть дома, он удобен для экономии мобильного трафика.

Александр Капралов

директор направления «Планшет-Модем» Yota

 

Представители оператора «ЭР-Телеком» также обращают внимание существующие ограничения на скачивание контента у мобильных операторов, зашитые в тарифах. 

 

Популярность Wi-Fi не меняется: он был и останется востребованным. Во-первых, потому что у пользователей много устройств, которые не поддерживают высокую скорость передачи данных в мобильных сетях. Во-вторых, не всегда качество сети передачи данных из-за специфики самой технологии, например, в местах большого скопления людей, остается на высоком уровне.

Дмитрий Зиненок
Дмитрий Зиненок

директор по развитию экосистемы для дома МГТС

 

В компании «Инфосистемы Джет» долю в 70% называют несколько завышенной, но признают, что действующие сети мобильной передачи данных все еще проигрывают в цене и скорости Wi-Fi-сетям.

 

К причинам роста популярности Wi-Fi можно также отнести стабильность подключения — нарастает потребление мультимедийного контента через онлайн-кинотеатры, видеостриминговые сервисы и т. д., которым важен качественный канал связи. Даже по сравнению с 4G Wi-Fi показывает более устойчивое подключение.

Алексей Анастасьев
Алексей Анастасьев

менеджер по развитию бизнеса Центра сетевых решений «Инфосистемы Джет»

 


Городской Wi-Fi

В Москве действует бесплатная городская сеть Wi-Fi. Согласно данным столичного Департамента информационных технологий, по состоянию на июнь 2019 года она насчитывает более 16 тыс. точек доступа. Из них 8,1 тыс. работает в 151 корпусе общежитий 30 вузов, 2,1 тыс. — в зданиях городских библиотек, 1,2 тыс. — в 41 парке. Внутри Садового кольца и локально в пределах Третьего транспортного кольца расположено почти 3,1 тыс. точек доступа.

По итогам 2018 года к городской сети Wi-Fi подключились примерно 24,3 млн раз (рост за год составил 27,5%). Число уникальных устройств, с помощью которых выходили в интернет в прошлом году, превысило отметку в 5,4 млн (против 3,7 млн годом ранее).

Что касается особенностей использования сети, то внутри помещений (в библиотеках, ДК, кинотеатрах) первое место по популярности занимают социальные сети (вероятно, пользователи дежурно проверяют их параллельно с основным занятием в локации). Самые популярные – Вконтакте, Instagram, WhatsApp, Twitter.

В открытых локациях первую сточку занимают поисковые системы (сервисы Google и Яндекса), в Департаменте это объясняют поиском информации о точке назначения и активностях поблизости. А вот для студенческих общежитий вузов характерно потребление видеоконтента (YouTube, Rutube, Ivi.ru, limehd.tv) и игр (Blizzard.com).

 

В этом году принято решение сделать покрытие городских пространств, подключенных к сети, полностью бесшовным. Городом определен единый оператор Wi-Fi. Пока к единому оператору подключен только уличный Wi-Fi. Сопровождать его работу и взаимодействовать с жителями будет служба централизованной технической поддержки.

Александр Харитонов
Александр Харитонов

начальник управления обеспечения работы общегородской беспроводной сети Wi-Fi ДИТ Москвы

 

Евгений Пелымский, учредитель и гендиректор сервиса аренды устройств с доступом в интернет по Wi-Fi для туристов iTourer, называет городской Wi-Fi «неотъемлемой частью жизни» жителей и гостей любого современного мегаполиса. Он, однако, обратил внимание на то, что у иностранцев как в Москве, так и в европейских столицах бывают трудности с регистрацией в сети с помощью своих SIM-карт.

В компании «Инфосистемы Джет» обращают внимание на то, что массовое использование Wi-Fi — прерогатива исключительно крупных городов. Этот тренд заметен не только на территории России, но и за рубежом.

 

В России по сравнению с европейскими странами чрезвычайно развиты зоны бесплатного Wi-Fi. Столица вообще может считаться примером современного высокотехнологичного мирового мегаполиса.

«ЭР-Телеком Холдинг»

пресс-служба

 

Развитие бесплатного Wi-Fi в мегаполисах способствовало росту доступности мобильного интернета и распространению онлайн-сервисов в целом. Особенно заметен рост числа пользователей социальных сетей и видеохостингов с мобильных устройств. Последние потребляют много трафика, который в свое время стоил довольно дорого у мобильных операторов.

Александр Капралов

директор направления «Планшет-Модем» Yota

 


Как Wi-Fi в городе влияет на бизнес

В столичном Департаменте информационных технологий Москвы напомнили, что, согласно отчету международной ассоциации беспроводной связи (WBA), бизнес, использующий Wi-Fi, за счет этого дополнительно заработал несколько триллионов долларов только за прошлый 2018 год. Причем речь не идет о производителях оборудования и операторах связи. 

 

С точки зрения интересов бизнеса, который испытывает потребность в данных об аудитории и ее геопозициях, Wi-Fi останется одной из приоритетных технологий, которая позволяет использовать данные для улучшения сервисов, кастомизации рекламных предложений и многого другого.

Дмитрий Казаков
Дмитрий Казаков

директор по развитию SA MEDIA GROUP

В качестве примера Дмитрий Казаков приводит торговые центры, большинство которых активно использует Wi-Fi и собственные приложения, которые позволяют предлагать покупателям дополнительные скидки, уведомлять об интересующих предложениях, фиксировать магазины и пр. Другим примером, по его словам, может случить то, как технологии Wi-Fi используются и в сфере outdoor-рекламы для так называемой атрибуции offline-аудитории в online или оценки такого показателя как «доходимость» до точек продаж.

 

Wi-Fi, безусловно, влияет на развитие онлайн-бизнеса. Геолокационные сервисы, игры, стриминговые проекты, мессенджеры, BigData — все это развивается и монетизируется благодаря технологиям.

«ЭР-Телеком Холдинг»

пресс-служба

 

Интернет стал критически важным для людей. По опросам, это функция №1, которая нужна постояльцам отелей. Клиентоориентированный бизнес должен выполнять этот запрос потребителя. Отсутствие такого шага в сторону поведения клиентов негативно. Если вы хотите работать с людьми, которые живут в большом городе, нужна Wi-Fi-сеть.

Наджиб Муаббат
Наджиб Муаббат

директор по продукту в Hot-WiFi

 

Wi-Fi — это еще и совершенно новый способ коммуникации с клиентами. Например, уже сейчас есть сервисы, которые используют Wi-Fi для автоматизации приема заказов в кафе и ресторанах, а гостиницы продвигают свои услуги через внутреннюю сеть, существуют даже решения для контроля перемещения объектов в зоне действия Wi-Fi, не говоря уже о позиционировании внутри зданий. Другими словами, Wi-Fi не просто развивается как технология, но также появляются новые, неожиданные применения, расширяющие возможности современного бизнеса, а иногда и приводящие к возникновению целых новых отраслей.

Артем Покидышев

начальник отдела интеграции общегородской беспроводной сети Wi-Fi ДИТ Москвы

 

Евгений Пелымский, учредитель и гендиректор сервиса аренды устройств с доступом в интернет по Wi-Fi для туристов iTourer, выделил два аспекта положительного влияния городского Wi-Fi на развитие бизнеса. Первый — возможность оставаться онлайн, что способствует росту скорости и качества бизнес-коммуникации (мессенджеры, деловые встречи в режиме онлайн, интернет-банкинг, возможность готовить и изучать документы в любое время и в любом месте). Второй аспект — развитие самих проектов городского Wi-Fi. 

 

Например, бесплатный Wi-Fi в московском общественном транспорте — это и широкий рекламный канал, и пользовательская подписка на интернет без рекламы. Wi-Fi в отеле, ресторане или бизнес-центре — реклама дополнительных услуг. Кроме того, любой публичный Wi-Fi — это сбор данных о пользователях для таргетированной рекламы.

Евгений Пелымский
Евгений Пелымский

учредитель и гендиректор iTourer


Особенности технологии и перспективы развития

Ключевыми отличиями между технологиями сотовой связи и Wi-Fi эксперты назвали особенности покрытия и локальность последней. В целом они не опасаются, что с появлением сетей пятого поколения связи Wi-Fi будет полностью вытеснен.

 

Технология Wi-Fi развивается очень стремительно. И она не может потерять своей актуальности по очень значимой причине, которую разработчики технологии и стандарта заложили в самом начале как фундамент. Речь идет о ее локальности – она может принадлежать вам, предприятию, организации, что позволяет управлять данными, которые через нее передаются. А глобальные сети, в том числе и 5G, в руках операторов, и это основное различие, почему эти технологии друг друга никогда не поглотят.

Александр Пушкарёв
Александр Пушкарёв

руководитель направления БИТ.Wi-Fi+AutoID компании «Первый Бит»

В компании Hot-WiFi подчеркивают, что сравнивать технологии 5G и Wi-Fi некорректно и тем более не следует называть их конкурентами. Там отмечают, что Wi-Fi существовал во всех предыдущих поколениях связи и сохранится с появлением пятого. На это указывают, в том числе, планы глобальных вендоров, которые увеличивают производство Wi-Fi-чипов для устройств.

 

Сейчас мы видим рост технологий связи, в которых задействован Wi-Fi. Например, Wi-Fi Offload, когда абонент бесшовно переключается с вышки сотовой связи на роутер. Эта технология уже развита в Азии и развивается сейчас в Европе, в том числе и в России. Есть технология Wi-Fi Calling — устройство использует Wi-Fi-роутер для передачи пакетов данных, чтобы не перегружать сотовую вышку.

Наджиб Муаббат
Наджиб Муаббат

директор по продукту в Hot-WiFi

 

Технология Wi-Fi сохранит свою актуальность, поскольку она продолжает развиваться, так же, как и технологии передачи данных по мобильным сетям. Что касается развертывания сетей 5G, то в ближайшие два года в России мы не увидим каких-то масштабных изменений в этом вопросе, кроме пилотных проектов. Строительство хорошего покрытия сетей 5G дорого обходится операторам. В таких условиях Wi-Fi сохранит свои преимущества удобной, быстрой и стабильной домашней сети.

Дмитрий Зиненок
Дмитрий Зиненок

директор по развитию экосистемы для дома МГТС

Есть, однако, и другая точка зрения. Так, представитель оператора Yota обращает внимание на постепенно снижение роли Wi-Fi, поскольку мобильный интернет стал доступнее.

 

Wi-Fi при этом все еще важен как с точки зрения обеспечения надежного резерва на случай перегрузки мобильной сети, так и с точки зрения доступности для туристов, удобства использования с ноутбуков и пр.

Александр Капралов

директор направления «Планшет-Модем» Yota


Уязвимости Wi-Fi

Основная претензия экспертов к Wi-Fi сетям — их низкая защищенность.

 

Например, злоумышленники могут легко создать фейковые точки доступа с названиями, идентичными стандартным названиям Wi-Fi сетей кофеен, ресторанов, торговых центров и прочих публичных мест. Большинство людей, увидев знакомые названия, не задумываясь, подключаются к сети, не проверив их точное написание. В это время преступники могут легко перехватить личные данные подключившихся пользователей. Также имеет смысл уточнить название локальной сети у сотрудников заведения.

Алексей Федоров
Алексей Федоров

глава представительства компании Avast в России и СНГ

В публичных Wi-Fi-сетях рекомендуется не пользоваться сайтами или приложениями, где требуется вводить личные данные. Специалисты призывают быть предельно аккуратными, если речь идет о банковских данных — о мобильном банкинге или о вводе данных при покупках в онлайн-магазинах, и проверять, используют ли сайты протокол HTTPS, то есть передают данные в зашифрованном виде.

 


 

На ICT.Moscow собраны разработанные в Москве решения для организации публичных сетей Wi-Fi с авторизацией пользователей.

Смотреть подборку решений → 

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая платформа о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.

Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0

При поддержке Правительства Москвы