Эксперты РАЭК, НИУ ВШЭ и МГУ имени М.В.Ломоносова проанализировали опыт и перспективы использования искусственного интеллекта (ИИ) в медиа и коммуникациях.
Исследование проводилось в 2021–2022 годах. Аналитика основана на данных отчетов и обзоров крупных консалтинговых и аудиторских компаний, изучении научных публикаций, интервью с представителями экспертного сообщества, а также результатах опроса медиаменеджеров и журналистов.
Исследовательское поле было ограничено тем сегментом медиасистемы, который связан со СМИ, журналистикой, медиакоммуникациями. Не рассматривались такие ее сегменты, как компьютерные игры, киноиндустрия, музыкальная и книжная индустрии, социальные сети, а также цифровые экосистемы.
Аналитики определили сферу медиа как будущего лидера по применению новаций в сфере искусственного интеллекта в силу постоянно растущего объема контента.
Ключевые выводы:
- искусственный интеллект фактически становится активным субъектом конкуренции в медиа;
- российская медиасистема не входит в число индустриальных лидеров по диффузии ИИ-инноваций, но имеет высокий потенциал их развития;
- рынка ИТ-компаний и девелоперов софта, специализирующихся на ИИ-решениях для медиа, пока нет; программные продукты медиакомпании часто разрабатывают самостоятельно;
- эксперты академического сообщества оптимистически оценивают конкурентный потенциал России в отношении роботизации СМИ и медиакоммуникаций;
- ИИ упростил или заменил следующие рутинные операции редакционных систем и работников медиа: генерацию хроникальных заметок, категоризацию по топикам и геолокации, подбор бэкграундов, справочной информации; анализ пользовательских комментариев; создание нишевых новостных лент, рекомендательных сервисов дистрибуции контента, в т.ч. его персонализацию, распознавание речи для расшифровок, переводов, транскриптов, титров и др.
Упоминаемая в документе компания Meta признана в России экстремистской и запрещена; Facebook принадлежит компании Meta.