Эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» и «Яндекса» представили результаты опроса о текущем развитии искусственного интеллекта в России и прогноз развития технологии до 2030 года.
Выводы материала опираются на анализ трех массивов данных: опроса 150 CTO из 16 ключевых отраслей экономики, опроса 150 российских вендоров ИИ и пользовательского опроса свыше 3,5 тыс. респондентов, которые дополнены глубинными интервью с отраслевыми экспертами.
В 2025 году объектом анализа выступают четыре ключевые технологии: генеративный ИИ с акцентом на ИИ-агентах, обработка естественного языка (NLP) и речевые технологии, компьютерное зрение (CV), рекомендательные системы (RecSys).
Аналитики изучили уровень зрелости каждой ИИ-технологии в России, сформировали прогноз развития до 2030 года, оценили глубину использования четырех ключевых технологий в различных отраслях, охарактеризовали структуру и динамику рынка вендоров ИИ.
Ключевые выводы:
- к 2030 году экономический эффект от внедрения ИИ в России может составить 7,9–12,8 трлн руб. в год, что эквивалентно до 5,5% ВВП страны. Из четырех рассматриваемых в материале технологий наибольший вклад в эффект от ИИ на ВВП привнесет генеративный ИИ — 1,6–2,7 трлн руб. В отраслевом разрезе наибольшая удельная эффективность фиксируется в Digital-ориентированных индустриях (E-commerce, телеком и медиа, ИТ и технологии);
- генеративный ИИ за два года перешел от экспериментальных запусков к массовому использованию: доля компаний, применяющих технологию хотя бы в одной функции, достигла 71% в 2025 году (на 17 п. п. выше, чем годом ранее). Наибольший масштаб внедрения — во внутренних коммуникациях, в маркетинге и продажах и в клиентском сервисе;
- в России, помимо проприетарных моделей, активно пользуются решениями на базе моделей Open Source: они помогают снижать издержки и ускорять запуск сервисов и фич для пользователей и бизнеса;
- NLP и речевые технологии демонстрируют высокую степень зрелости и являются наиболее узнаваемыми среди пользователей (53% знакомы с технологией против 39% в среднем по другим технологиям), основная область применения — клиентский сервис;
- компьютерное зрение остается одним из ключевых драйверов экономического эффекта (17% совокупного эффекта) благодаря автоматизации визуального контроля, безопасности и операций в физических процессах, прежде всего в производстве (67% компаний применяют технологию в этой функции);
- рекомендательные системы — одно из наиболее зрелых направлений (54% предприятий внедрили технологию более пяти лет назад против 30% в среднем по другим отраслям), имеющее самую длительную историю внедрения и отлаженную экономику;
- аналитики отмечают, что зачастую технологии ИИ делят на четыре независимые области — генеративный ИИ, NLP и речевые технологии, CV и RecSys. Проведенное исследование ИИ-технологий показывает, что эту схему следует пересмотреть: генеративный ИИ — не четвертая вертикаль, а горизонтальная платформа, которая интегрируется в оставшиеся три области изнутри;
- по словам экспертов, корректнее рассматривать ИИ-агентов как операционный слой исполнения, а не как отдельную технологию. Суть сдвига заключается в переходе от специализированных узкопрофильных моделей к универсальным Foundation-моделям. Речь идет не об одной супермодели, а о платформе, где задачи решаются композицией нескольких специализированных модулей в единой архитектуре;
- в совокупности данные показывают: российская ИИ-экосистема вступила в фазу масштабирования, где зрелые технологии — CV, RecSys, NLP и речевые технологии — обеспечивают предсказуемый эффект, а генеративный ИИ и агентские системы становятся ускорителем новых продуктов и бизнес-моделей;
- по результатам опросов СТО и вендоров, в среднем по всем технологиям около 90% респондентов оценивают уровень развития и внедрения ИИ в России как «выше среднего по миру» или сопоставимый с уровнем стран-лидеров, таких как США и Китай;
- согласно материалу более 60% совокупного экономического эффекта в России сосредоточено в следующих пяти ключевых отраслях: E-commerce, телеком и медиа, ИТ и технологии, строительство и недвижимость, а также медицина и здравоохранение. К 2030 году внедрение ИИ станет вопросом выживания для большинства компаний, уверены авторы исследования;
- по результатам опроса СТО, наиболее распространенной моделью внедрения является использование готовых решений от внешних партнеров — этот формат применяют 78% компаний. При этом около половины всех респондентов отмечают, что адаптируют такие решения совместно с подрядчиком под собственные бизнес-процессы. Наименее распространенной остается полностью внутренняя разработка ИИ-решений — ее реализуют лишь 18% компаний;
- российский рынок вендоров искусственного интеллекта является фрагментированным, отмечают авторы. Судя по результатам опроса вендоров, большинство специализируются на одной технологии — более 85% интеграторов ИИ-решений предоставляют их только в одном направлении. При этом на рынке присутствуют и крупные игроки, такие как «Яндекс» или «Сбер», которые покрывают полный спектр технологий. С крупными технологическими компаниями сотрудничают практически все участники рынка (99%), тогда как с другими специализированными ИИ-вендорами работают около 55%;
- как замечают авторы документа, фактически ИИ становится операционной системой нового цифрового мира. Уже формируются протоколы взаимодействия между ИИ-ассистентами, а значит, архитектура цифрового потребления переходит от работы с приложениями к взаимодействию с интеллектуальными сервисами, действующими от имени пользователя. При этом ключевые барьеры индустрии в целом сместились с уровня аппаратных ограничений на уровень экономики и социальной готовности к внедрению. Основными ограничителями становятся стоимость масштабирования (инфраструктура, инференс, перестройка процессов) и консерватизм пользователей и корпораций.