Аналитики Агентства инноваций Москвы составили портрет московских стартапов, изучили, как они адаптировались к изменениям после 2022 года, описали их потребности в поддержке, а также рассмотрели планы малых инновационных компаний в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Документ опирается на данные базы стартапов Startup Guide, онлайн-опрос стартапов Москвы, экспертные комментарии и ряд открытых источников.
Ключевые выводы:
- в Москве более 5,5 тыс. стартапов, средний возраст которых 4,5 года. По количеству стартапов Москва сопоставима с такими городами, как Бостон и Сингапур, при этом уступает Нью-Йорку и Лондону. Чуть больше четверти стартапов были созданы в течение последних трех лет;
- большинство из них предлагают B2B-решения. Более 40% стартапов заняты в сфере разработки компьютерного обеспечения (ОКВЭД 62.01), 20% — в научных исследованиях и разработках в области естественных и технических наук;
- совокупная выручка московских стартапов в 2023 году превысила 684 млрд руб. С 2020 года она в среднем ежегодно увеличивалась на 61%. Более половины этой выручки приходится на 2% от общего количества стартапов;
- наибольшую совокупную выручку по отраслям в 2023 году получили стартапы, ориентированные на замещение ушедших с рынка компаний, выстраивание новых финансовых и логистических процессов. Самая высокая медианная выручка — в нише кибербезопасности, что связано с ростом спроса на такие решения в связи с киберугрозами;
- опрос показал, что основными трудностями являются недостаток частного финансирования, низкий уровень осведомленности о мерах поддержки со стороны города, а также дефицит кадров, связанный, в первую очередь, с конкуренцией со стороны крупных корпораций;
- сегодня большинство стартапов (77%) сфокусированы на российском рынке. При этом более 70% опрошенных стартапов заинтересованы в выходе на новые регионы, в том числе зарубежные;
- 33% участников опроса указали, что используют искусственный интеллект в своих продуктах.
75Дата добавления:26.12.2024