Исследовательская группа Google Cloud DORA (DevOps Research and Assessment) представила обзор состояния разработки программного обеспечения с использованием искусственного интеллекта. В его основе — опрос, интервью с участниками рынка, экспертные мнения, предыдущие исследования DORA, а также теоретическая модель для анализа.
В опросе, который проводился с 13 июня по 21 июля 2025 года, приняли участие около 4,9 тыс. человек, работающие в сфере разработки ПО. Респондентами стали специалисты более чем из 100 стран, в том числе из России. Авторы исследования взяли интервью у 78 участников рынка. Теоретическая модель, которая использовалась для анализа, основана на обсуждениях с сообществом DORA, опыте профильных экспертов и качественных данных.
DORA также разработала модель возможностей искусственного интеллекта (DORA AI Capabilities Model): исследователи отобрали практики, которые способствуют улучшению результатов работы команд с ИИ.
Ключевые выводы:
- внедрение ИИ стало почти повсеместным: им пользуются 95% респондентов. 90% применяют ИИ в работе, что на 14 п. п. больше, чем годом ранее. По мнению аналитиков, это говорит о том, что искусственный интеллект стал стандартом при разработке ПО;
- в среднем респонденты используют ИИ уже 16 месяцев. За последний день до участия в опросе они тратили на взаимодействие с ИИ-инструментами около двух часов (медианное значение), то есть четверть рабочего дня;
- больше 80% считают, что искусственный интеллект повысил их продуктивность. При этом 40% сказали, что продуктивность возросла незначительно. Меньше 10% респондентов заявили о снижении продуктивности из-за ИИ;
- по мнению 59% участников опроса, ИИ позитивно повлиял на качество их кода. Но 30% сообщают о низком доверии к сгенерированному коду или полному отсутствию доверия;
- 7% респондентов всегда обращаются к ИИ, когда сталкиваются с проблемой на работе, 27% — в большинстве таких случаев, 26% — примерно в половине, 39% — иногда, 1% — никогда. Только 5% участников опроса сказали, что совсем не полагаются на ИИ в работе, 65% полагаются в значительной степени;
- чаще всего ИИ используют для написания кода (71%), генерации обзоров (68%), модификации существующего кода, корректуры и создания изображений (по 66%). Самые популярные способы взаимодействия с ИИ — чат-боты (55%), интегрированная среда разработки (41%) и внешние веб-интерфейсы (31%);
- для модели DORA AI Capabilities Model исследователи отобрали 15 потенциальных возможностей, которые могут усилить эффект от внедрения ИИ. Семь практик доказали способность увеличить положительное влияние ИИ на организационную эффективность. Среди них — ясная и понятная политика в отношении ИИ, здоровая экосистема данных, ориентация на пользователя, доступность внутренних данных для ИИ и качественные внутренние платформы;
- 90% организаций внедрили платформенную инженерию (Platform Engineering). Аналитики считают, что высококачественные внутренние платформы стали важной основой для успеха в области ИИ;
- управление потоком создания ценности (Value Stream Management) — практика визуализации, анализа и улучшения рабочего процесса от идеи до клиента — действует как усилитель ИИ.