Центр аналитики и исследований MTS Web Services (MWS) представил вторую часть опроса о технологических стратегиях российского бизнеса. Она посвящена искусственному интеллекту.
В опросе приняли участие больше 700 компаний из различных сфер, также аналитики провели серию глубинных интервью. В выборку попали только организации, подтвердившие бюджеты на закупку, развитие или использование в операционной деятельности облачных решений, разработок для кибербезопасности или искусственного интеллекта. Большинство опрошенных компаний находятся в Москве и Московской области, свыше трети — в других субъектах.
Ключевые выводы:
- стратегия по ИИ сформирована у 26% респондентов против 44% по облачным решениям и 42% по кибербезопасности. Ее разработку планируют еще 33% организаций. Исследователи объясняют это динамичностью развития технологии и новизной многих ИИ-решений. Лидерами по наличию стратегии называются ИТ-сектор, транспорт и логистика, а также научные организации;
- в MWS отмечают сдвиг парадигмы от универсального ГенИИ к специализированным решениям, которые дают измеримый результат;
- в 67% компаний основная роль в процессе принятия решений по ИИ принадлежит ИТ-руководителю. Это объясняется наличием экспертизы и глубокого понимания инфраструктурных и архитектурных аспектов внедрения искусственного интеллекта. На втором месте по вовлеченности находится генеральный директор — 23%;
- у 55% процесс внедрения ИИ занимает от одного до шести месяцев. Но у значительной доли организаций он растягивается на более длительные сроки, что может свидетельствовать о сложности внедряемых решений или организационных барьерах;
- наиболее популярные типы развертывания ИИ — частное и публичное облако (23%). Локальные установки ИИ-нагрузок задействуют 23% респондентов, гибридные сценарии — 13%;
- 91% опрошенных сотрудничают только с одним вендором искусственного интеллекта. Как считают в MWS, это позволяет сфокусироваться на адаптации выбранных решений под специфические задачи бизнеса, упрощает управление инфраструктурой и снижает риски, связанные с совместимостью разных платформ;
- наибольший объем инвестиций в ИИ наблюдается в ИТ, финансах, страховании, добыче и переработке, ритейле, транспорте и логистике, а также в науке и образовании. В ИТ-секторе 29% компаний тратят на искусственный интеллект свыше 10 млн руб. в год;
- для большинства компаний ключевыми факторами при принятии решения по внедрению ИИ являются повышение эффективности бизнеса (49% отметили фактор как максимально важный), автоматизация бизнес-процессов (46%) и быстрое принятие решений (39%);
- среди критичных рисков, связанных с ИИ, компании выделяют утечки — персональных данных (35% оценок наивысшей критичности) и коммерческой тайны (34%). Значимым барьером остается нехватка технической экспертизы (26%);
- опыт и экспертиза в работе с ИИ зафиксированы у 65% компаний. Крупные компании чаще обладают специализированными командами и экспертизой в ИИ;
- наличие проблем с наймом экспертов в сфере ИИ отметили 44% респондентов;
- ИИ менее развит у корпоративных клиентов относительно облаков и кибербезопасности. По мнению MWS, для многих компаний такие решения остаются экспериментальной технологией и не интегрированы массово в корпоративные процессы;
- спрос на аппаратную часть для работы с решениями на основе искусственного интеллекта формируется преимущественно организациями крупного и крупнейшего бизнеса, а также экосистемными компаниями;
- категория чат-ботов — единственная в рамках исследования, для которой текущее внедрение превышает тестирование и планирование использования. Они есть у 41% компаний-респондентов. Категории, относящиеся к обработке естественного языка и компьютерному зрению, более востребованы относительно прочих решений, которые носят специализированный характер и применяются для узконаправленных задач.
Технологические стратегии бизнеса в России. Облако