• лента
  • кейсы
  • московские решения
  • аналитика рынка
  • ICT.moscow об ИИ
  • презентации
  • подписка
  • материалы по теме
Всемирный экономический форум

The Future of Global Fintech: From Rapid Expansion to Sustainable Growth

Всемирный экономический форум совместно с Cambridge Centre for Alternative Finance опубликовал результаты опроса, посвященного анализу FinTech-индустрии и ее трансформации в условиях быстро меняющегося ландшафта финансовых услуг. В опросе приняли участие 240 крупных FinTech-компаний из 59 стран мира.

Документ освещает ключевые тренды, такие как устойчивый рост спроса на FinTech-услуги, расширение финансовой инклюзии, внедрение ИИ и отношение компаний к регулированию.

Ключевые выводы:

  • хотя темпы роста клиентов в FinTech замедлились после пандемии (с 55% в 2020–2021 годах до 37% в 2022–2023 годах), отрасль по-прежнему демонстрирует высокие показатели. Доходы выросли на 40%, а прибыль — на 39%. Это может говорить о переходе от активного роста к более зрелой, устойчивой модели развития;
  • 80% FinTech-компаний уже внедрили или внедряют искусственный интеллект в свою работу. Наиболее активно ИИ применяется в обслуживании клиентов и автоматизации процессов — 91% компаний либо уже используют, либо планируют использовать его именно здесь. 83% компаний отметили, что это приводит к улучшению клиентского опыта, 75% — к снижению издержек, 75% — к росту прибыли;
  • FinTech-компании активно работают с малообеспеченными группами населения. Например, 47% их клиентов — это люди с низким доходом, 41% — женщины, а 57% — малые и средние предприятия. Особенно заметен рост доходов от этих групп в развивающихся странах: доля выручки от клиентов с низким доходом выросла на 17 п. п. за год (с 26% до 43%);
  • 84% опрошенных FinTech-компаний сотрудничают с традиционными финансовыми учреждениями. Чаще всего — через технологическую интеграцию (52%) или совместное финансирование (36%). 48% компаний назвали основной целью таких партнерств доступ к технологиям, 34% — повышение доверия клиентов, 34% — совместную разработку новых продуктов;
  • 62% FinTech-компаний считают, что нормативная среда в их странах адекватна для их деятельности. Особенно положительное восприятие регулирования наблюдается в развивающихся странах, где это способствует росту клиентской базы и доходов. К основным же проблемам в сфере регулирования относятся нехватка компетентных кадров в регуляторных органах и сложности с лицензированием;
  • 55% FinTech-компаний планируют выход на зарубежные рынки в течение года. Это подтверждает глобальный характер индустрии и стремление компаний расширять свою географию, особенно при наличии четких и понятных правил регулирования в других странах, отмечается в документе;
  • среди всех направлений применения ИИ в FinTech-компаниях лидируют клиентский сервис (37% организаций уже используют ИИ в этой области) и автоматизация бизнес-процессов (34%). Особенно высока доля в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 46% компаний применяют ИИ в обслуживании клиентов;
  • 74% FinTech-компаний сообщили о росте прибыли после внедрения ИИ, из них 27% — о значительном росте. Особенно ярко это проявилось в Digital Banking и InsurTech: 90% и 85% компаний соответственно отметили улучшение, причем 58% банков заявили о существенном росте прибыли. Также 83% компаний заявили об улучшении клиентского опыта, а в сфере цифровых банков и сбережений 92% отметили его значительное улучшение;
  • 75% организаций в области FinTech отметили снижение операционных затрат после внедрения ИИ, причем 23% — значительное. Однако при этом 71% компаний увеличили расходы на исследования и разработки, из них 21% — существенно;
  • несмотря на опасения, внедрение ИИ не приводит к массовому сокращению персонала, говорят аналитики: 50% FinTech-компаний не заметили изменений в численности сотрудников, а 38% сообщили о ее росте. Особенно выделяются цифровые банки и сервисы — 58% из них значительно увеличили команду после внедрения ИИ;
  • 84% FinTech-организаций считают угрозу утечки данных и нарушение конфиденциальности одним из главных рисков ИИ. 83% опрошенных обеспокоены риском создания поддельного контента, и 79% —  кибератаками. Проблемы предвзятости алгоритмов, системного риска и рыночной концентрации также считаются актуальными (71–74%);
  • 87% FinTech-компаний назвали стоимость внедрения и поддержки ИИ серьезным препятствием. Это, по информации аналитиков, подчеркивает, что, несмотря на явные выгоды, не все игроки рынка готовы к быстрой трансформации без дополнительных ресурсов или заключения партнерств.
Подробнее
71Дата добавления:14.07.2025
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.