ИБ В РОССИИ: БАЗА ЗНАНИЙИБ В РОССИИ: БАЗА ЗНАНИЙ
logo ict.moscow
лента новостей о технологиях
лента об искусственном интеллекте
аналитика
мероприятия
презентации
акторы
карты рынка
ит-решения
подборки ИТ-решений
кейсы
статьи
мониторинги аналитики
реакции отрасли
искусственный интеллект
информационная безопасность
smart city moscow
все базы знаний
TG ОБ ИКТ
TG ОБ ИИ
TG О ТЕЛЕКОМЕ
TG ОБ АНАЛИТИКЕ
  • московские решения
  • аналитика рынка
  • кейсы
  • презентации
  • ICT.moscow о VR/AR
  • подписка
  • материалы по теме
ГлавнаяСпецпроектыБаза знаний VR/AR
202761

VR/AR

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) активно освещаются в СМИ и вошли в список стратегических трендов текущего года по данным Gartner. При этом российский рынок VR/AR входит в десятку быстрорастущих рынков мира, индустрия продолжает привлекать внимание крупных игроков.

Открытая база знаний ICT.Moscow о VR/AR позволит изучить готовые решения московских разработчиков, кейсы компаний из разных отраслей, которые внедряют данные технологии, а также ознакомиться с аналитикой рынка и эксклюзивными материалами.

Рассказать о проекте:
ВконтактеEmail
Видео-кейсы

Московские VR/AR-решения(65)

Витрина VR/AR проектов от московских разработчиков

Мобин

Cистема мобильного мониторинга

AIcontrol

ИИ-платформа для составления инструкций

ServiceVizor

Система автоматизации технического обслуживания и ремонта

расскажите о
своем проекте
заполните форму
VR-тренажер HSE

Виртуальный тренажер по технике безопасности

24TTL

Комплекс сервисов для аналитики и управления карточками товаров на маркетплейсах

Helmeton

VR-устройство

Виртуальный завод 2.0

Симуляционный виртуальный фармацевтический комплекс

Рассказать о проекте:
ВконтактеEmail

Аналитика рынка

Подсчеты, оценки, прогнозы аналитиков и исследования по теме VR/AR

В перспективе 4–5 лет Россия может стать видимым игроком на международной арене VR/AR-решений и занять более 15% мирового рынка. В отличие от глобального рынка, который сконцентрирован на решениях для потребителей, в России преобладает разработка VR/AR-технологий для бизнеса.

Большой интерес к технологии проявляют крупные компании, которые открывают собственные лаборатории VR/AR. По подсчетам KPMG, 21% компаний уже активно внедряют технологии.

По данным Ассоциации AVRA в 2019 году в России насчитывалось более 400 компаний, создающих VR/AR-решения.

99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
Высокие затраты на создание инфраструктуры и неподготовленность специалистов являются основными барьерами к внедрению VR/AR в промышленностиAVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
в 10
быстрорастущих рынков мира вошел российский VR-рынок в 2018 г.PWC «Медиаиндустрия в 2019–2023 гг.»
68%
промышленных предприятий в России планируют инвестировать в AR в 2020 г.AVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
21%
крупнейших отечественных компаний уже применяют VR/AR-технологииKPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019
>400
российских компаний создают VR/AR-решенияAVRA «Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России», 2019
653
млн руб
составила господдержка VR/AR-проектов в России в 2019 годуПрайм
99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
Высокие затраты на создание инфраструктуры и неподготовленность специалистов являются основными барьерами к внедрению VR/AR в промышленностиAVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
в 10
быстрорастущих рынков мира вошел российский VR-рынок в 2018 г.PWC «Медиаиндустрия в 2019–2023 гг.»
68%
промышленных предприятий в России планируют инвестировать в AR в 2020 г.AVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
21%
крупнейших отечественных компаний уже применяют VR/AR-технологииKPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019
>400
российских компаний создают VR/AR-решенияAVRA «Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России», 2019
653
млн руб
составила господдержка VR/AR-проектов в России в 2019 годуПрайм
99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
5G
является существенным драйвером распространения VR/AR для массового потребителяAVRA, Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России, 2019
> 824
тыс.
рабочих мест в мире появилось благодаря технологии в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$46
млрд
составил объем мирового рынка VR/AR в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
5G
является существенным драйвером распространения VR/AR для массового потребителяAVRA, Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России, 2019
> 824
тыс.
рабочих мест в мире появилось благодаря технологии в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$46
млрд
составил объем мирового рынка VR/AR в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019

В 2020 году тренд на мультиэкспериментальность, основанный на технологиях VR/AR, возглавил рейтинг стратегических трендов 2020 Gartner. Технология получила серьезное развитие на рынках развлечений и маркетинга, но также активно внедряются и в сферах промышленности, образования, здравоохранения и потребительских сервисов.

По данным PwC, в 2019 году индустрия VR/AR составляла $46 млрд, а к 2030 году она вырастет в 30 раз и достигнет $1,5 трлн. Лидерами по затратам в области VR/AR в 2020 году, по прогнозам IDС, будет Китай — страна вложит в это направление около $5,8 млрд, США и Западная Европа — $5,1 и $3,3 млрд соответственно.

В мире насчитывается более 2 тыс. компаний, занимающихся разработками в сфере иммерсивных технологий.

13.05.25CNews
Рейтинг крупнейших российских разработчиков ВКС-сервисов

IVA Technologies, VK Tech и NexTouch стали лидерами рейтинга.

Подробнее
30.04.25Аналитический центр НАФИ
100 трендов 2025 года

Обзор ключевых мегатрендов 2025 года.

Подробнее
14.04.25Infosys
Telecom Industry Outlook 2024

До $4 трлн к 2028 году за счет развития ГенИИ и повышенного спроса на быстрый интернет вырастет мировой телеком-рынок .

Подробнее
добавить
исследование
заполните форму
08.04.25Сколково
Экономика впечатлений в координатах виртуальных миров

Российский рынок метавселенных может достигнуть объема в $7,86 млрд к 2030 году с ежегодным ростом в 41%.

Подробнее
19.03.25Анкетолог
Опрос россиян о будущем интернета

65% опрошенных считают, что ИИ окажет решающее влияние на развитие интернета.

Подробнее
18.02.25Университет Иннополис
Искусство манипуляции. Промышленная робототехника и интеграция технологий

Дайджест о технологиях и трендах промышленной робототехники в России.

Подробнее
27.01.25НИУ ВШЭ
Топ-10 трендов промышленной робототехники

В топе трендов — коботы, цифровые двойники, мобильные манипуляторы.

Подробнее
все исследования

Как компании внедряют VR/AR(188)

  • medtech
  • образование
  • промышленность и энергетика
  • культура и искусство
  • развлечения и медиа
  • hr-tech
  • туризм
  • логистика и транспорт
  • строительство и недвижимость
  • спорт
  • безопасность
  • ритейл и e-commerce
  • телеком
  • сельское хозяйство и агропромышленность
  • fintech
  • клиентская поддержка
  • связь
  • прочее
  • зарубежные кейсы
  • российские кейсы
DreamPortОбучение по проведению работ на электроустановках
посмотреть
Обновлено 21.03.24
Boston Dynamics, SingtelМониторинг строительства зданий
посмотреть
Обновлено 14.03.23
VerizonВидеотрансляции матча Национальной футбольной лиги посредством сетей 5G и AR
посмотреть
Обновлено 26.05.22
расскажите о своем кейсе
Заполните
форму
Orange, Nokia, Axyn RobotiqueВнедрение 5G-сети на заводе энергетического оборудования
посмотреть
Обновлено 25.02.22
AttilanОбучение работе с биоэлектрическими протезами с применение VR-технологии
посмотреть
Обновлено 15.02.22
VerizonУправление просмотром автогонки через AR-портал
посмотреть
Обновлено 09.02.22
Знакомство с историей страны посредством 5G и XR
посмотреть
Обновлено 09.02.22

Презентации(64)

Презентации от московских разработчиков и материалы с отраслевых мероприятий

5G DemoDay’23
25.08.23ДИТ Москвы
#инновации#телеком#5G#искусственный_интеллект#AR#Роболет#Анриа_Ресерч#Эдкар#VOLTEP#Правительство_Москвы#ДИТ
17.34Mb
Технологии TeamViewer для удаленной работы: удаленный доступ, ассистент дополненной реальности, CoBrowsing

Максим Жестеров.

18.02.22TeamViewer
#удаленный_доступ#AR#TeamViewer
5.25Mb
Helmeton — разработчик решений в сфере VR/AR

Презентация компании.

23.12.21Helmeton
#стартапы#телеком#VR#AR#5G#Helmeton
850.06Kb
добавить
презентацию
заполните форму
Цифровой инструмент для сотрудника. Очки дополненной реальности

Владимир Горохов.

20.12.21Инлайн Груп
#AR#Инлайн
1.22Mb
VR для HR

Никита Соколов.

05.04.21Softline
#HR-Tech#VR#Softline
1.56Mb
Цифровые технологии на промышленном производстве «ЗапСибНефтехим». Реализация цифровых решений индустрии 4.0

Юрий Дерюгин.

01.04.21Сибур
#AR#интернет_вещей#Сибур
12.65Mb
Цифровизация сквозных производственных процессов

Кирилл Семион.

05.03.21РЖД
#цифровая_трансформация#AR#РЖД
1.43Mb
Все презентации

Материалы ICT.Moscow по теме VR/AR(10)

Статьи и экспертные комментарии в рамках спецпроекта

11.08.22
ИТ-медиатренды первого полугодия 2022: рост упоминаний импортозамещения и переменчивость интереса к технологиям

Обзор динамики упоминаний технологий и технонаправлений в российских медиа в первом полугодии 2022

Подробнее
29.10.20ICT.Moscow
Промышленный VR/AR: кейсы и особенности рынка

Существенную долю рынка среди разработчиков софта занимают отечественные стартапы

Подробнее
08.10.20ICT.Moscow
Медицина сквозь VR: кейсы, тренды и барьеры

Ключевое о состоянии рынка VR/AR в здравоохранении, его специфике и направлениях развития

Подробнее
14.09.20ICT.Moscow
Технологии в туризме и культурном досуге: перспективы платформ и влияние COVID-19

Мнения участников рынка об особенностях разработки и потребления ИТ-решений в сфере культуры и туризма

Подробнее
20.08.20ICT.Moscow
Главное в VR/AR сегодня: новые тенденции и иной взгляд на устоявшиеся тренды

Эксперты — о росте индустрии и пользе от внедрения VR/AR-решений, прогнозы и новые вызовы

Подробнее
19.08.20ICT.Moscow
ICT.Moscow запустил открытую базу знаний по VR/AR

Более 120 практик применений VR/AR

Подробнее
21.07.20ICT.Moscow
Медиатренды II квартала 2020 года: время «ковида» и искусственного интеллекта

Обзор упоминаний различных технологий в российских СМИ за II квартал 2020 года

Подробнее
08.07.20ICT.Moscow
Ускорение 5G: обзор новых практик применения в мире

Анализ публикаций мировых СМИ о новых кейсах применения 5G

Подробнее
Получайте новости о VR/AR раньше других

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

#VR_AR

все материалы на ICT.Moscow

Рейтинг крупнейших российских разработчиков ВКС-сервисов
Исследования
13.05.25 06:05
Фрагмент рейтинга. Полный список — по ссылке Издание CNews составило рейтинг крупнейших российских игроков рынка видеоконференцсвязи (ВКС). Разработчики ранжировались по выручке за 2024 год. ...
#VR#AR
100 трендов 2025 года
Исследования
30.04.25 06:04
Аналитический центр НАФИ представил трендбук «100 трендов 2025: куда двигаться бизнесу?». В нем приводятся глобальные и российские тренды развития общества, экономики и бизнеса. Авторы опирались на ...
#VR#AR
Telecom Industry Outlook 2024
Исследования
14.04.25 07:04
... (NSA), растет потребность в 5G Standalone (SA) для технологий виртуальной и дополненной реальности (VR ... /AR), интернета вещей и создания сверхнадежной связи с минимальной задержкой. ...
#VR#AR
Экономика впечатлений в координатах виртуальных миров
Исследования
08.04.25 11:04
... Также значительное развитие прогнозируется для сегмента VR-гарнитур, который вырастет со $159 млн в 2023 ... обладает высоким потенциалом роста, особенно в сегментах игровых метавселенных, цифровых активов и VR-устройств ... Ключевыми факторами роста будут развитие VR-инфраструктуры, создание цифровых двойников городов в рамках ...
#VR
МГИМО и VR Supersonic внедрили VR-сценарии для изучения иностранных языков
Новости
19.03.25 10:03
МГИМО и VR Supersonic (резидент «Сколково») начали проект по интеграции VR в процесс изучения иностранных ... Одной из сложностей проекта стало отсутствие аналогичных методик и исследований по применению VR в обучении ... В VR Supersonic подчеркнули, что «преподаватели играют ключевую роль в создании симуляций и их внедрении ... На данный момент VR используется для обучения английскому языку, разрабатываются сценарии для немецкого ... До внедрения VR доля двоек составляла 21% от всех оценок, а после внедрения — снизилась до 12%. ...
Опрос россиян о будущем интернета
Исследования
19.03.25 09:03
Сервис онлайн-опросов «Анкетолог» вместе с PR-агентством Mediacom.Expert выяснил, каким россияне видят будущее интернета в 2040 году. Опрос проводился с 10 по 13 февраля 2025 года среди россиян ...
#VR#AR
В Сеченовском университете разработали VR-сценарии для реабилитации пациентов
Новости
12.03.25 09:03
... Сеченова создал VR-сценарии для реабилитации пациентов с заболеваниями легких. ...
ИИ, но не только. Обзор мировых технотрендов на 2025 год
Новости
03.03.25 12:03
... Другими подобными сохраняющимися трендами можно назвать виртуальную и дополненную реальность (VR/AR), ...
Ассоциация «Отечественный софт» займется развитием AR/VR/MR/XR
Новости
18.02.25 09:02
Российские софтверные компании учредили комитет иммерсивных технологий для развития AR/VR/MR/XR. ... Кроме этого, в столичном 5G-демоцентре был представлен VR-симулятор бионического зрения.
Искусство манипуляции. Промышленная робототехника и интеграция технологий
Исследования
18.02.25 07:02
... изучили патентный ландшафт интеграции роботов с ИИ, а также технологиями цифровых двойников, дополненной (AR ... ) и виртуальной (VR) реальностей. ... цифровых двойников обнаружено 483 патентных семейства, чуть больше — 608 — описывающих использование AR ... /VR.
#AR#VR
Итоги и прогнозы, бум сделок и консолидации рынков и другая аналитика о российском ИКТ
Новости
05.02.25 10:02
... Для России список несколько отличается и в отличие от мирового включает в том числе блокчейн, VR, облачные ...
Топ-10 трендов промышленной робототехники
Исследования
27.01.25 08:01
... которая может быть не определена заранее; пятым трендом названы виртуальная и дополненная реальность (VR ... /AR), которые применяются преимущественно для дистанционного управления, тестирования и корректировки ...
#VR#AR
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.


Редакция:
hello@ict.moscow
Сотрудничество:
partners@ict.moscow
Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение
ICT.Moscow

Медицина сквозь VR: кейсы, тренды и барьеры

8 октября 2020
16509
эксклюзивный
материал
Расскажите знакомым:

В середине августа ICT.Moscow запустил базу знаний виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), где на данный момент представлено уже более 130 мировых и российских практик применения технологий в разных отраслях с 2017 года. Существенная доля практик приходится на направление медицины. Это и решения для удаленного взаимодействия врачей, и виртуальные тренажеры для реабилитации, и даже разработки для обучения медицинского персонала работе с больными новой коронавирусной инфекцией.

Изучить базу знаний VR/AR →

ICT.Moscow расспросил экспертов и разработчиков самих медицинских решений о состоянии российского рынка VR/AR в здравоохранении, его особенностях и направлениях применения иммерсивных технологий в медицине. Среди них представители компании «Ланит», MedVR, «Лаборатории "Сенсор-Тех"», Пироговского центра и Центра НТИ ДВФУ по VR/AR.

Медицина в ожидании VR/AR

По оценкам консалтинговой компании IndustryARC, еще в 2017 году общемировой рынок технологий виртуальной и дополненной реальностей в здравоохранении составлял $543 млн, а к 2023 году должен вырасти до $1,46 млрд со среднегодовым темпом роста в 18,02%. О более высоких темпах говорят аналитики Fortune Business Insights, которые ожидают ежегодного увеличения применения технологии VR на 42% в течение шести лет.

Что касается российского рынка VR/AR-решений для медицины, то на данный момент его оценка проводилась только в рамках подготовки дорожной карты нацпрограммы «Цифровая экономика». В документе говорится о высоком потенциале отечественных разработчиков, а сфера здравоохранения считается одной из приоритетных отраслей применения VR/AR наравне с образованием, промышленностью и потребительскими сервисами.

Источник: Минцифры 

По мнению участвовавшей в создании дорожной карты Екатерины Филатовой из AVRA, сейчас в сфере здравоохранения в России решения с VR/AR-технологиями по большей части находятся на стадии разработки — как начальной, так и уже на этапе клинических исследований.

Медицинская сфера достаточно консервативная и требующая внимательной и длительной проработки прежде, чем технологические решения войдут в потребительский сектор. Большая часть решений в настоящее время разрабатывается непосредственно для медиков: обучающие тренажеры, системы удаленного взаимодействия, визуализация процессов, диагнозов и манипуляций. 

Екатерина Филатова

Екатерина Филатова

президент Ассоциации AR/VR (AVRA), директор по коммуникациям Центра НТИ ДВФУ

Слова эксперта подтверждают и собранные для базы знаний практики: из 15 кейсов от российских разработчиков на VR/AR-решения для медперсонала приходится большая часть, около 50%. Гораздо меньше продуктов насчитывается для реабилитации пациентов, всего 3.

Ответственная разработка

Опрошенные ICT.Moscow разработчики продуктов виртуальной и дополненной реальности для здравоохранения отмечают ряд особенностей их создания. Речь, прежде всего, идет о более ответственном и требовательном со стороны медорганизаций подходе.

В Пироговском центре VR-решения применяются в Клинике реабилитации в основном для восстановления пациентов после инсультов, черепно-мозговых и спинальных травм. При Клинике есть цифровая лаборатория, где проводятся испытания различных российских и белорусских VR-комплексов. По словам Вадима Даминова из Пироговского Центра, опыт организации лег в основу появления в России нового вида высокотехнологичной медицинской помощи — реабилитации пациентов с применением VR-технологий.

В работе мы применяем различные комплексы VR, наиболее известный из которых — российский «Девирта – Делфи». Сегодня это единственный VR-комплекс для реабилитации, имеющий медицинскую регистрацию. Мы принимали непосредственное участие в его разработке. Сегодня комплекс успешно применяется во многих медучреждениях России.

Вадим Даминов

Вадим Даминов

руководитель Клиники медицинской реабилитации Пироговского Центра, д.м.н. 

«Девирта – Делфи» — разработка подмосковной компании «Исток-Аудио». Она включает в себя четыре модуля: по восстановлению движения крупных суставов, восстановлению мелкой моторики и два блока с полным погружением: программа «антиболь» и эрготерапия — восстановление бытовых навыков.

Еще один разработчик технологий для реабилитации — Медицинский центр ДВФУ по VR/AR — в апреле получил разрешение на проведение клинических испытаний программно-аппаратного комплекса с применением VR/AR-технологий и интерфейсов с двухсторонней связью. В рамках клинических испытаний проводятся реабилитационные мероприятия с пациентами после инсульта. Ожидается, что комплекс повысит эффективность восстановления больных более чем на 25% и снизить срок функциональной реабилитации на 30%.

По словам куратора разработки Артура Биктимирова, так как пока отечественные решения находятся на раннем этапе развития и еще не имеют доказательную базу эффективности, то главное сейчас — точно определить направления, где VR будет полезен.

Необходимо очень аккуратно продумать методологию его применения (иначе можно дискредитировать метод) и переходить к доказательной медицине.

Артур Биктимиров

Артур Биктимиров

аналитик Центра НТИ ДВФУ по VR/AR, врач-нейрохирург Медицинского центра ДВФУ

Евгений Костюшов из компании MedVR, занимающейся созданием хирургического симулятора с использованием VR-технологии и симулятора медицинской клиники, отмечает, что особенность VR/AR-решений заключается в медицинской экспертизе, они должны базироваться на подтвержденных научных медицинских данных.

Каждый этап разработки и тестирования должен быть согласован с профильными медицинскими экспертами.

Евгений Костюшов

Евгений Костюшов

генеральный директор компании MedVR

Разработка VR/AR-решений для здравоохранения отличается высокой степенью ответственности, подтверждает Илья Флакс из компании «Ланит». Эксперт уточняет, что к техническим нюансам и архитектуре решений предъявляются значительно более глубокие требования: необходимо соблюсти правила и директивы, принятые в медицинских практиках, соотнести эти нюансы с процессами разработки, интегрировать решение с медицинским софтом и оборудованием.

Андрей Демчинский из «Лаборатории "Сенсор-Тех"», в свою очередь, говорит о несравнимо более высоких требованиях к качеству визуализации и к реалистичности поведения цифровых пациентов для создания медицинских симуляторов. Компания еще в 2017 году начала разрабатывать VR-тренажер для врачей-офтальмологов, имитирующий нарушения зрения. На изображение, получаемое в онлайн-режиме с камеры смартфона или компьютера, накладывается дефект, возникающий при глазных заболеваниях. В ноябре 2019 года компания уже сообщила, что технология позволяет производить имитационное моделирование 80% всех существующих нарушений зрения. Еще одна разработка, которой руководит эксперт, офтальмологический образовательный VR-симулятор NOE.

VR-симулятор болезней глаз от «Лаборатории "Сенсор-Тех"»

Анатомическая точность — вот что важно. Нельзя изучать заболевания на моделях, которые отличаются от реальных, потому что от этого зависит здоровье реальных людей. Нельзя использовать человекоподобную куклу, которая никак не реагирует, потому что у пользователя сформируется искаженное восприятие реального пациента, он позволит себе «лишнего» и с искренним удивлением не будет понимать, почему все идет не так, как в симуляторе.

Андрей Демчинский

Андрей Демчинский

офтальмолог, к.м.н., генеральный директор НОЭ, руководитель медицинских проектов «Лаборатории "Сенсор-Тех"»

Особенности внедрения

Барьеры медицинского использования

Практически все опрошенные ICT.Moscow эксперты отмечают высокие перспективы применения виртуальной и дополненной реальности в сфере здравоохранения. Интерактивные технологии, с одной стороны, могут повысить уровень оказываемых медицинских услуг за счет визуализации, а с другой — открывают новый формат удаленного взаимодействия, говорят они.

Однако не смотря на высокий потенциал этих технологии, AR/VR-решения для медицинской помощи пациентам пока широко не применяются в России, утверждает Екатерина Филатова из AVRA.

Это связано не с тем, что их нет. Разработки ведутся на высоком уровне. Но официально клиники могут применять технологические разработки после государственной сертификации медицинских изделий, которая занимает около пяти лет. Пока решения с VR/AR-технологиями находятся на этапе клинических исследований и регистрации.

Екатерина Филатова

Екатерина Филатова

президент Ассоциации AR/VR (AVRA), директор по коммуникациям Центра НТИ ДВФУ

Эксперт приводит в пример международную практику, где срок регистрации существенно ниже, поэтому инновационные решения там применяются быстрее. «Особенность российского законодательства накладывает отпечаток и на международные инновационные решения. Пока они проходят официальное оформление в России, могут стать уже не столь инновационными, и технология на мировом рынке может уже считаться устаревшей», — заключает Филатова.

О сложностях с сертификацией решений для медпомощи говорят и сами разработчики.

Если решение связано, например, с медицинской реабилитацией, наступает еще один сложный этап — медицинская сертификация продукта в качестве медицинского изделия. Все это влияет на сроки и бюджет, но медицинская сфера, на данный момент, очень перспективное направление, все усилия будут потрачены не зря.

Евгений Костюшов

Евгений Костюшов

генеральный директор компании MedVR

Более того, есть определенные барьеры в получении медрегистрации, говорят в Пироговском центре. Основная сложность с внедрением в медорганизации подобных разработок связана с отсутствием доказательной базы и, как следствие, с невозможностью включения в стандарты лечения, дополняет Артур Биктимиров из Центра НТИ ДВФУ по VR/AR.

Где VR/AR уже применяется медиками

Сертификация в качестве медицинского изделия необходима не всем VR/AR-продуктам. Например, VR-системы удаленного взаимодействия медиков, симуляторы, системы обучения врачей или студентов не относятся к медицинским изделиям, поэтому не потребуют сложных бюрократических процедур и уже применяются в учреждениях здравоохранения.

Илья Флакс из компании «Ланит» приводит пример внедрения VR-системы для удаленной координации действий врачей.

Команда «Ланит-Интеграции» развернула систему на базе «умных очков» для удаленной координации действий медицинского персонала в более 20 московских клиниках. Наше решение по сути является единой информационной средой, которая объединяет «умные очки», оснащенные видеокамерой и компактным экраном (их носит медицинский работник), и портативный компьютер или планшет врача. Для работы данной системы крайне важен стабильный высокоскоростной интернет-канал и повсеместное покрытие Wi-Fi без слепых зон, в противном случае решение будет работать неэффективно. Не во всех московских учреждениях сеть может быть готова ко внедрению такой системы. Но мы были приятно удивлены высокой степенью подготовки всей аппаратно-информационной системы и сплоченностью команд ИТ-специалистов во всех клиниках.

Илья Флакс

Илья Флакс

руководитель Центра компетенций «Ланит» в сфере VR&AR

Если рассматривать все медицинские организации, то в большей степени готовы к применению VR-технологий образовательные учреждения, утверждает Андрей Демчинский из «Лаборатории "Сенсор-Тех"». Клинические базы больше с интересом следят и ждут полезного инструмента, например, для отработки плана операции до реальной процедуры, говорит он. Причину эксперт видит в потребности образовательных учреждений в симуляционных классах, которые регламентированы приказом № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года».

Нам звонят с кафедр медицинских университетов, у них есть конкретная потребность в симуляторах, но также есть и требования к ним. Это должно быть решение, которое удовлетворит двум главным потребностям. Во-первых, это потребность в подаче сложного материала в простом виде (сегодня информации больше, чем когда-либо, и студенты должны воспринимать и усваивать ее быстро). Во-вторых, это потребность в качественных кадрах — специалистов просто не хватает, и они либо теоретики, либо практики. То есть симулятор должен уметь взять на себя роль наставника, который сможет дать ответ и подсказать, что делать дальше.

Андрей Демчинский

Андрей Демчинский

к.м.н., генеральный директор НОЭ, руководитель медицинских проектов «Лаборатории "Сенсор-Тех"»

Эксперт также добавляет, что в России подавляющее большинство представителей медицинских организаций еще ни разу не пробовали VR в принципе и не понимают возможностей технологии. Другими словами, в России не успела сформироваться культура VR, чего не скажешь о зарубежной медицине, где это часто уже мейнстрим, заключает Демчинский.

Перспективный VR/AR

На российском рынке представлены решения, которые ведутся по аналогичным с мировыми решениями траекториям, утверждают опрошенные ICT.Moscow разработчики. Сами они относят к приоритетным направлениям развития в России применение VR в реабилитации, персонализацию симуляторов, а также тренд на цифровые аватары, когда врач перед операцией создает симуляцию пациента на основе его реальных клинических данных.

О схожих перспективных применениях технологий VR/AR в медицине говорят и представители Фонда «Сколково».

C позиции Фонда «Сколково» мы видим порядка 10-15 команд, активно работающих в данном направлении и имеющих потенциально коммерциализируемые разработки. Но, конечно, это еще очень мало для того чтобы говорить, что это сложившийся рынок. В основном разработки наших резидентов направлены на создание реабилитационных сервисов и технологий обучения медицинского персонала (например, компании MedVR и VRSim). Но есть и интересный продукт компании LANMED, разработавшей систему дополненной реальности для создания консилиумов врачей и прямой передачи видеоинформации о пациенте.

Сергей Воинов

Сергей Воинов

руководитель направления «Цифровая медицина» Фонда «Сколково»

Эксперты отмечают, что несмотря на то, что пока кейсов применения VR/AR в медицине не много, в ближайшее время возможен их рост. В частности, решения в сфере дополненной и виртуальной реальности, которые могут быть применены в медицине, уже тестируют в Центре 5G MTS StartUp Hub.

Резидентом нашего Центра является стартап DoubleMe. Он разработал систему голографической связи, использующую «объемное видео». Сети 5G позволили передавать тяжелый контент «объемного видео» с хорошим качеством изображения. Стартап уже тестировал свое решение в сфере обучения медперсонала.

Дмитрий Курин

Дмитрий Курин

директор центра по инновациям и инвестициям MTS StartUp Hub 

В Московском акселераторе пока VR/AR-проектов среди участников трека Biomedtech не было, однако там поясняют, что город также заинтересован в поддержке технологических предпринимателей, в том числе и в сфере здравоохранения.

COVID-19 как драйвер рынка

Эксперты ожидают, что развитию не только мирового, но и российского рынка VR/AR-решений будет способствовать COVID-19. В базе знаний ICT.Moscow есть описания уже нескольких VR/AR-практик, направленных на борьбу с инфекцией. Например, в США начали применять VR для обучения медперсонала работе с больными COVID-19, а в России компания «Ланит-Интеграция» внедрила в главном коронавирусном центре Москвы VR-систему для удаленной координации действий медиков. Позднее эта система на базе «умных очков» была развернута в более 20 московских клиниках и еще в 19 медицинских учреждениях страны.

Тенденцию к росту подтверждают и разработчики. По мнению Артура Биктимирова из Центра НТИ ДВФУ по VR/AR, пандемия сильно изменила отношение к дистанционным технологиям в целом, в том числе и к возможности применения VR для реабилитации на дому. Андрей Демчинский из «Лаборатории "Сенсор-Тех"» говорит о росте интереса к виртуальным технологиям для образования медиков, а Вадим Даминов из Пироговского Центра отмечает двоякое влияние COVID-19 на развитие направления VR/AR.

COVID-19 повлиял на развитие VR в реабилитации по-разному. С одной стороны, стимулировало создание новых решений — виртуальных площадок для коммуникации врачей и пациентов. Например, продукты для логопедических занятий с пациентами или для обучения врачей. С другой стороны, командам разработки не хватало очного контакта. На нашем опыте разработки совершаются быстрее, если разработчик и клиницист находятся рядом в реальном пространстве.

Вадим Даминов

Вадим Даминов

д.м.н., руководитель Клиники медицинской реабилитации Пироговского Центра 


Базу знаний VR/AR с более чем 130 практиками применения технологии в различных отраслях можно изучить здесь.

Поделиться мнением относительно перспективности технологии, рассказать о собственных кейсах ее применения можно, написав на hello@ict.moscow