ГлавнаяИсследования100 трендов 2024: куда двигаться бизнесу?

Аналитический центр НАФИ

100 трендов 2024: куда двигаться бизнесу?

Аналитический центр НАФИ представил обзор мегатрендов 2024 года. В основе документа наблюдения, сделанные авторами по итогам изучения открытых источников: медиаресурсов на русском и иностранных языках, интервью и комментариев экспертов, научных статей, аналитических отчетов ведущих исследовательских компаний мира, а также данные из собственных маркетинговых и социологических исследований за последние несколько лет.

Под мегатрендами исследователи понимают тренды, характерные для всех отраслей и сфер жизнедеятельности и отражающие масштабные трансформации, происходящие в экономике и обществе.

В документе, помимо мегатрендов, также собраны наблюдения и рекомендации развития в таких сферах и направлениях, как предпринимательство, технологии, финансовые услуги, здоровье, образование, транспорт, экология, туризм и др.

Общие мегатренды:

  • трансформации, начавшиеся в период пандемии, все еще продолжаются. Изменение мышления людей закрепилось в повседневных привычках, моделях поведения и принятия решений и т. п. Возможности для дистанционных коммуникаций, менеджмента продолжают использоваться повсеместно;
  • искусственный интеллект (ИИ), VR/AR внедряются в бизнес на всех уровнях;
  • в фокусе внимания стали все чаще появляться человекоцентричные модели, в которых ИИ остается в статусе помощника; 
  • жесткие графики работы, фиксированные уровни управления и строгая иерархия, свойственные для индустриальной эпохи, уступают место пластичным, мобильным структурам, персонифицированному подходу;
  • происходит смена приоритетов в ключевых сферах жизнедеятельности;
  • мультикультурность становится нормой. Смешение разных культур в рамках одной семьи, сообщества, компании и др. превратилось в обыденность;
  • мобильный образ жизни делает привычным получение услуг «на ходу»;
  • появляются индустрии, помогающие пожилым вести социально активную жизнь;
  • нестабильность в мире вынуждает отказываться от долгосрочных планов, что приводит к двум противоречивым трендам: с одной стороны, бережливость, более рациональное потребление и распоряжение ресурсами, с другой — спонтанные личные решения, приводящие к масштабным переменам в жизни.

Тренды, связанные с технологиями

На глобальном уровне:

  • обучение ИИ становится основой для будущих конкурентных преимуществ, поэтому компании спешат в числе первых скупать данные для него;
  • экспансия ИИ будет продолжаться в клиентских сервисах, медицине, подборе персонала, банкинге и др.;
  • наблюдается тренд на интеграции компонентов интернета вещей в разных сферах в единую систему;
  • увеличивается распространение мобильных приложений с применением ИИ.  Для многих сфер они становятся основным инструментом взаимодействия с клиентами, скорость интеграции с ИИ превращается в конкурентное преимущество;
  • растет значимость кибербезопасности и затраты на это направление;
  • при внедрении ИИ соблюдаются принципы ESG. Это касается как экобезопасности самих технологических процессов, снижения энергопотребления в ходе трансформации бизнеса и машинного обучения, так и обеспечения конфиденциальности различных данных; 
  • все большее уподобление ИИ человеческому разуму вскрывает этические проблемы, требующие регулирования; 
  • в направлении транспорта концепция «мобильность как сервис» (MaaS) становится все более распространенной. Формируется максимально комфортная интегрированная система перевозок (городских, интермодальных и др.) без необходимости покупки билета для каждой пересадки; 
  • ИИ находит широкое применение и в экологии. Его используют для мониторинга состояния окружающей среды, построения моделей экологичного бизнеса, «зеленого» градостроительства, прогнозирования экокатастроф и др.

В России:

  • генеративный ИИ уже носит масштабный характер внедрения. Лидирующими отраслями тут являются ИТ, E-commerce, телеком. Также активно движутся в этом направлении добывающие и промышленные компании, финансовые организации;
  • импортозамещение стимулирует рост внутреннего ИТ-рынка;
  • нехватка ИТ-специалистов касается не только квалифицированных разработчиков, тестировщиков и др., но и управленческого персонала; 
  • решения Open Source и Low-Code становятся все более распространенными; 
  • растет интерес к цифровому обучению у россиян и к самим технологиям; 
  • ИТ и телекоммуникации являются одними из самых привлекательных в глазах россиян сфер для трудоустройства и образования;
  • постоянная необходимость осваивать новые цифровые инструменты, опасение быть замененным ИИ на рабочем месте, объем информации в сети приводят к выгоранию и заставляют россиян стремиться к замедлению ритма жизни; 
  • в части импортозамещения население надеется на появление сильных отечественных брендов, которые восполнят недостаток по целому ряду категорий, начиная с товаров повседневного спроса и заканчивая высокотехнологичной продукцией.
Подробнее

Расскажите знакомым:

987Дата добавления:17.05.2024

Расскажите знакомым:

Похожие исследования:
Подпишитесь
на еженедельную подборку исследований от ICT.Moscow

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добавить исследование в каталог ICT.Moscow
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0