Аналитический центр НАФИ представил обзор мегатрендов 2024 года. В основе документа наблюдения, сделанные авторами по итогам изучения открытых источников: медиаресурсов на русском и иностранных языках, интервью и комментариев экспертов, научных статей, аналитических отчетов ведущих исследовательских компаний мира, а также данные из собственных маркетинговых и социологических исследований за последние несколько лет.
Под мегатрендами исследователи понимают тренды, характерные для всех отраслей и сфер жизнедеятельности и отражающие масштабные трансформации, происходящие в экономике и обществе.
В документе, помимо мегатрендов, также собраны наблюдения и рекомендации развития в таких сферах и направлениях, как предпринимательство, технологии, финансовые услуги, здоровье, образование, транспорт, экология, туризм и др.
Общие мегатренды:
- трансформации, начавшиеся в период пандемии, все еще продолжаются. Изменение мышления людей закрепилось в повседневных привычках, моделях поведения и принятия решений и т. п. Возможности для дистанционных коммуникаций, менеджмента продолжают использоваться повсеместно;
- искусственный интеллект (ИИ), VR/AR внедряются в бизнес на всех уровнях;
- в фокусе внимания стали все чаще появляться человекоцентричные модели, в которых ИИ остается в статусе помощника;
- жесткие графики работы, фиксированные уровни управления и строгая иерархия, свойственные для индустриальной эпохи, уступают место пластичным, мобильным структурам, персонифицированному подходу;
- происходит смена приоритетов в ключевых сферах жизнедеятельности;
- мультикультурность становится нормой. Смешение разных культур в рамках одной семьи, сообщества, компании и др. превратилось в обыденность;
- мобильный образ жизни делает привычным получение услуг «на ходу»;
- появляются индустрии, помогающие пожилым вести социально активную жизнь;
- нестабильность в мире вынуждает отказываться от долгосрочных планов, что приводит к двум противоречивым трендам: с одной стороны, бережливость, более рациональное потребление и распоряжение ресурсами, с другой — спонтанные личные решения, приводящие к масштабным переменам в жизни.
Тренды, связанные с технологиями
На глобальном уровне:
- обучение ИИ становится основой для будущих конкурентных преимуществ, поэтому компании спешат в числе первых скупать данные для него;
- экспансия ИИ будет продолжаться в клиентских сервисах, медицине, подборе персонала, банкинге и др.;
- наблюдается тренд на интеграции компонентов интернета вещей в разных сферах в единую систему;
- увеличивается распространение мобильных приложений с применением ИИ. Для многих сфер они становятся основным инструментом взаимодействия с клиентами, скорость интеграции с ИИ превращается в конкурентное преимущество;
- растет значимость кибербезопасности и затраты на это направление;
- при внедрении ИИ соблюдаются принципы ESG. Это касается как экобезопасности самих технологических процессов, снижения энергопотребления в ходе трансформации бизнеса и машинного обучения, так и обеспечения конфиденциальности различных данных;
- все большее уподобление ИИ человеческому разуму вскрывает этические проблемы, требующие регулирования;
- в направлении транспорта концепция «мобильность как сервис» (MaaS) становится все более распространенной. Формируется максимально комфортная интегрированная система перевозок (городских, интермодальных и др.) без необходимости покупки билета для каждой пересадки;
- ИИ находит широкое применение и в экологии. Его используют для мониторинга состояния окружающей среды, построения моделей экологичного бизнеса, «зеленого» градостроительства, прогнозирования экокатастроф и др.
В России:
- генеративный ИИ уже носит масштабный характер внедрения. Лидирующими отраслями тут являются ИТ, E-commerce, телеком. Также активно движутся в этом направлении добывающие и промышленные компании, финансовые организации;
- импортозамещение стимулирует рост внутреннего ИТ-рынка;
- нехватка ИТ-специалистов касается не только квалифицированных разработчиков, тестировщиков и др., но и управленческого персонала;
- решения Open Source и Low-Code становятся все более распространенными;
- растет интерес к цифровому обучению у россиян и к самим технологиям;
- ИТ и телекоммуникации являются одними из самых привлекательных в глазах россиян сфер для трудоустройства и образования;
- постоянная необходимость осваивать новые цифровые инструменты, опасение быть замененным ИИ на рабочем месте, объем информации в сети приводят к выгоранию и заставляют россиян стремиться к замедлению ритма жизни;
- в части импортозамещения население надеется на появление сильных отечественных брендов, которые восполнят недостаток по целому ряду категорий, начиная с товаров повседневного спроса и заканчивая высокотехнологичной продукцией.