Компания Info-Tech в ноябре 2024 года представила исследование о том, как бизнес сегодня работает с ИИ-технологиями. Оно основано на результатах опроса 1 тыс. топ-менеджеров компаний в государственном секторе, сфере финансовых услуг, ИКТ, образовании и здравоохранении.
В документе уделяется внимание четырем направлениям: ИИ-стратегиям, ИИ-экосистемам, регулированию ИИ и дипфейкам. Авторы исследования также дают рекомендации о том, какие меры бизнес может принять в каждой сфере, чтобы успешно бороться с возникающими вызовами.
Ключевые выводы:
- разработка ИИ-стратегии (AI Strategy) является новой задачей для большинства компаний, участвовавших в опросе. Только 41% топ-менеджеров заявили, что их ИИ-стратегия уже разрабатывается или будет готова в ближайшее время. 26% респондентов отметили, что у них нет отдельной ИИ-стратегии, но искусственный интеллект войдет в общую стратегию в области информационных технологий;
- препятствиями на пути разработки ИИ-стратегии становятся недостаток навыков работы с ИИ и его управления, отсутствие подходящей платформы для сбора данных и представления о том, в каких случаях ИИ должен применяться. При этом многие компании хотели бы приобрести приложения с возможностями генеративного ИИ, а не разрабатывать их самостоятельно;
- ИИ-экосистемы (AI Ecosystem). В качестве наиболее важных факторов при выборе решений с ГенИИ 65,19% участников опроса назвали конфиденциальность и безопасность, 59,88% — экономическую эффективность и рентабельность инвестиций, 58,11% — точность и надежность модели. Помимо этого, авторы исследования советуют оценивать соответствие любого ИИ-решения политике компании по смягчению рисков, связанных с внедрением ИИ;
- как полагают авторы исследования, компании будут чаще выбирать готовые ИИ-решения, а не разрабатывать собственные. В будущем большие языковые модели (LLM) могут уступить место более эффективным приложениям на основе ИИ-агентов и специализированным малым языковым моделям (SLM);
- регулирование ИИ (AI Regulations) в компаниях довольно часто отводится внешним игрокам. Так, среди опрошенных топ-менеджеров более 60% заявили, что решают эту задачу с помощью поставщиков ИИ-решений (например, AWS, Microsoft, Adobe) или консультантов. Своими силами составить рекомендации по управлению ИИ пытаются менее 40% респондентов;
- по мнению авторов исследования, в скором времени стоит ожидать ужесточения нормативных основ в сфере ИИ, что вынудит компании внедрять более ответственные подходы к его применению, минимизируя риски и адаптируясь к будущим законодательным требованиям. Главным вызовом в этом контексте станет сохранение баланса между инновациями и безопасностью;
- угроза дипфейков (Deepfake Threats). 65% опрошенных топ-менеджеров полагают, что ИИ будет применяться в большинстве кибератак в ближайшем будущем. 93% респондентов согласны с утверждением, что кибератаки на основе ИИ станут повседневным явлением уже в 2025 году;
- авторы исследования считают, что законодательные инициативы, направленные на борьбу с фейками, будут развиваться медленно. В связи с этим они рекомендуют бизнесу активизировать собственные усилия, включая повышение осведомленности сотрудников о новых угрозах, внедрение новых технологий для обнаружения дипфейков, использование надежных методов аутентификации.