Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал практики применения искусственного интеллекта в повседневной жизни.
Оценки основаны на данных репрезентативного опроса населения России, проведенного в апреле — мае 2024 года. Всего в опросе приняли участие 10 тыс. респондентов в возрасте 14 лет и старше, среди которых 8,5 тыс. пользовались интернетом за последние три месяца к моменту опроса.
Ключевые выводы:
- по данным опроса, в 2024 году какой-либо сервис ИИ использовали 16% пользователей интернета, или 13% всех опрошенных в возрасте от 14 лет;
- 11% пользователей имеют опыт применения ИИ для генерации текста. Далее по распространенности следует ИИ для создания изображений (7%). Только 3% интернет-пользователей создавали видео или музыку с помощью ИИ, и всего 2% — программный код;
- для большей части текущей аудитории опыт применения ИИ ограничен одной сферой деятельности (69%), например написанием текстов. Доля использующих ИИ-сервисы в двух областях втрое меньше (22%), а в трех или четырех — всего 9%;
- профили применения рассматриваемых типов ИИ-сервисов различаются. Инструменты, предназначенные для генерации текста и программного кода, используются достаточно часто как для учебы (41% и 36% соответственно) или работы (34% и 31%), так и для развлечения или хобби (по 29%);
- для создания изображений и аудио- или видеоконтента ИИ главным образом задействуется в рамках досуга. Среди текущих пользователей искусственного интеллекта около трети (32%) приходится на тех, кто применял ИИ только ради развлечения или хобби;
- группа пользователей ИИ-сервисов отличается от общей аудитории интернета по ряду параметров, в том числе по гендерному и возрастному составу. Среди пользователей ИИ немного больше мужчин (53%), чем женщин (47%), а в целом среди интернет-аудитории наоборот: 47% против 53% соответственно. В подгруппе использующих ИИ для написания кода гендерный дисбаланс более существенный: 80% составляют мужчины, и только 20% — женщины;
- в структуре пользователей ИИ превалирует молодежь. Около трети (30%) относятся к возрастной группе 18–24 лет, 15% — 25–29 лет и 14% — 14–17 лет. Среди пользователей интернета в целом общая доля этих групп вдвое меньше;
- люди старшего возраста практически не пользуются ИИ. В результате доля индивидов в возрасте 50 лет и старше среди пользователей ИИ составляет всего 9%;
- 46% среди пользователей интернета, не имеющих опыта применения генеративных сервисов ИИ, выражают желание его получить. Кроме того, 53% людей, уже пользующихся какой-либо ИИ-технологией, хотят попробовать инструменты, с которыми им не приходилось сталкиваться ранее;
- у 52% аудитории ИИ-сервисов наибольшее любопытство вызывает возможность создания при помощи ИИ музыки и видео. Второе место по уровню интереса среди уже работавших с сервисами ИИ делят инструменты для генерации изображений и программного кода.