Data Insight совместно с Оborot.ru при поддержке GBS и ЮMoney обновил карту «Экосистема электронной торговли». Карта содержит блоки: «Привлечение покупателей», «Управление магазином и работа с клиентом», «Работа с брендом и СТМ», «Платежи и финансы», «Логистика», IT и «Отраслевые организации».
В экосистему в 2024 году входят 920 проектов, а всего на карте можно увидеть более 1,3 тыс. логотипов компаний. Только каждый шестой проект появляется более, чем в одной категории. Это значит, что большинство игроков закрепилось в своих нишах. Инфографику пополнили 117 представителей рынка, а лидером по приросту проектов уже второй год остается блок «Привлечение покупателей». В новой карте это в основном обусловлено обогащением категории с торговыми площадками, а также появлением биддеров в категории Retail Media.
Ключевые результаты и выводы:
- универсальные маркетплейсы продолжают консолидировать продажи, привлекать новых селлеров и наращивать экосистему сервисов вокруг себя. Вместе с тем сегодня предприниматели все чаще только начинают продажи с маркетплейсов, а затем открывают собственные интернет-магазины для расширения источников трафика, а крупные сети стремятся к созданию собственных нишевых маркетплейсов, чтобы поддерживать конкуренцию с лидерами рынка. Отвечая этим тенденциям, экосистема 2024 года одновременно и продолжает обрастать новыми категориями сервисов по работе с маркетплейсами, и перестает акцентировать внимание на маркетплейсах как отдельном функциональном блоке. Теперь сервисы по работе с маркетплейсами отражены во всех разделах карты, а сами площадки находятся в блоке «Привлечение покупателей», закрывая задачу в развитии каналов продаж;
- значительные изменения претерпевает сфера персонализации и коммуникации. С появлением новых каналов взаимодействия сервисы стремятся к применению передовых технологий и увеличению масштаба хранения данных. На карте 2024 года появляется больше сервисов и категорий по персонализации, хранению данных и работе с лояльностью, таких как обогащение профилей данными (DMP), сервисы авторизации, чекаут-сервисы и сразу три подкатегории по программам лояльности: системы лояльности, партнерские программы лояльности и выпуск карт лояльности;
- среди логистических сервисов самые заметные изменения происходят в категории «Кроссбордер»: в этом году авторы поделили сервисы для B2C-импорта на классических мейлфорвардерах и площадки с витриной. Перспективным направлением остается доставка на склад маркетплейсов, а новым драйвером роста для логистов становится трафик нишевых маркетплейсов.
Скачать карту
Экосистема электронной торговли. Октябрь 2023 года