J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования российского рынка экосистем по итогам 2023 года и прогноз развития до 2028 года.
Авторы используют в исследовании следующие классификационные признаки экосистемы: наличие единого ID пользователя, якорного (Core) бизнеса у компании, регулярной оплаты подписки и развлекательных сервисов, включенных в общую подписку. Все проанализированные экосистемы разделены на две группы: 1) развитые экосистемы, которые в ближайшие 3–5 лет будут доминировать на рынке и определять его ландшафт, тренды и перспективы; 2) развивающиеся экосистемы (супераппы), которые займут специализированные продуктовые ниши (при этом, возможно, сохраняя в них лидерские позиции).
Ключевые выводы:
- рынок экосистемных подписок вырос по числу подписчиков на 39,9% по отношению к предыдущему году. Такая динамика возникла прежде всего за счет развитых B2C-экосистем в 2023 году;
- совокупный среднегодовой темп роста числа подписчиков за пять лет (2024–2028 годы) составит 10%;
- в 2023 году рост рынка экосистемных подписок в деньгах составил 68% по отношению к предыдущему году (до 111,7 млрд руб.), что связано с увеличением времени жизни пользователя в экосистемах, продолжением расширения базы подписчиков и ростом цен;
- по данным на январь 2024 года, уровень знания об экосистемах среди жителей городов России с населением от 100 тыс. человек неуклонно растет. Уже 82% осведомлены об экосистемах, а хотя бы одну подписку оформили 60,9%;
- главным трендом построения B2B-экосистем в 2023 году стала четкая их фокусировка на якорном бизнесе. Несмотря на то что компании в основном используют открытую модель, из предложений практически исчезли услуги, которые осуществляются не самими владельцами экосистем, а их партнерами на аутсорсинге. Оставшиеся услуги стали четко стандартизированы и приведены в соответствие с требованиями экосистем;
- 2023 год стал поворотным в применении искусственного интеллекта в повседневной жизни людей и бизнеса. При общей стандартизации базовых сервисов экосистемы будут конкурировать между собой в интеллектуальной составляющей, а также в прикладных приложениях (собственной или партнерской разработки);
- пять ключевых направлений применения генеративного ИИ в корпоративном секторе: чат-боты для внешних коммуникаций и поиска информации; создание документов; анализ данных с помощью языковых моделей; формирование маркетинговых предложений; интеграция систем проверки и автодополнения кода.