Портал «Видео+Конференция» представил итоги опроса своих пользователей в вопросах корпоративных коммуникаций в России в 2023 году.
Изучение мнения проводилось с марта по декабрь 2023 года в рамках конференций и обучающих семинаров портала, который посещают руководители и специалисты ИТ-отделов, ответственные за корпоративные коммуникации. Общая выборка исследования — 500 специалистов, 46% из них — представители малого и среднего бизнеса со штатом до 300 человек.
Ключевые выводы:
- несмотря на санкции и политику импортозамещения, иностранные вендоры все еще пользуются спросом в России. 31% опрошенных экспертов подтверждают, что в их компаниях используется только иностранное решение для видеосвязи, 33% — только российское, 30% — и то, и другое;
- в последние два года с введением санкций в топ рейтинга начали активно продвигаться российские решения;
- малым и средним предприятиям стал доступен выбор отечественных облачных решений, которые постепенно обрастают функционалом для бизнеса;
- 58% предпочитают локальное развертывание. Скорее всего, причина в текущей нестабильной ситуации и санкциях, когда необходим контроль за своими данными и контентом. Это позволит не зависеть от провайдеров и блокировок со стороны зарубежных ИТ-компаний;
- облачный сервис выбирают всего 12%. Оба показателя выросли по сравнению с прошлым годом, меньше стало неопределившихся;
- в условиях санкций стали недоступны многие мобильные приложения и другие инструменты для выполнения рабочих задач на ходу. Особенно их полнофункциональные платные версии. Российские вендоры пока активно дорабатывают полноценные офисные продукты;
- однако почти на 10% за два года сократилось количество тех, кто никогда не совещался с мобильного устройства;
- 71% опрошенных специалистов все еще не завели архив, не хранят централизованно записи собраний и видеовстреч. Записывают встречи только для тех, кто их пропустил. Это создает риски утечки конфиденциальной информации в сеть или сторонним лицам. 13% вообще не задумываются о возможности записывать видео или не знают, записываются ли встречи у них на предприятии;
- по сравнению с прошлым годом произошел сдвиг на 5% в сторону централизованной записи и хранения. Хранят записи в специальных сервисах по-прежнему только 5%;
- интеллектуальными сервисами пользуется всего 1% опрошенных. Зато уже 34% (в прошлом году 23%) выделяют обработку того, что обсуждалось на встрече, в отдельную функцию, а не просто совещаются;
- автоматическое протоколирование, которое уже по умолчанию встроено в любые сервисы западных вендоров — как гигантов, так и стартапов — пока нельзя назвать трендом отечественных коммуникаций. Хотя решений от разработчиков на рынке уже достаточно;
- для языковых моделей и помощников на базе искусственного интеллекта 2023 год оказался годом взрывного роста. Однако в бизнес-процессы эти технологии не успели сильно проникнуть. Используют чат-ботов в работе только 17% опрошенных;
- помимо ботов-помощников, которые обобщают и систематизируют информацию с разным качеством и степенью искажения в зависимости от заложенных алгоритмов, на собраниях могут использоваться другие способы обработки данных. Удаляются не только шумы — можно заменить, улучшить, приукрасить фон. Сейчас уже доступны решения замены собеседника в реальном времени;
- 45% опрошенных беспокоятся о возможном доступе злоумышленников к незакрытой камере и уже предпринимают меры;
- 64% наших экспертов уверены в том, что их системы не подвергались взлому. 12% сигнализируют о том, что вмешательства извне имели место;
- помимо передачи текста и слива файлов, сотрудники записывают скринкасты, снимают скриншоты, в том числе и во время видеозвонков. Есть экзотические способы — сохранение критичных данных в ВКС (сервис видео-конференц-связи) в виде черновиков с последующим открытием на личном устройстве. Нередко бывшие сотрудники не сразу удаляются из рабочих чатов, что тоже чревато утечками;
- в будущем может появиться даже защита от фотографирования рабочих экранов личным смартфоном.