Аналитики компании «Ген ИИ» оценили готовность к внедрению генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) среди российских компаний. Исследование осуществлялось в формате опроса на базе комплексной методики оценки GAIN (Generative AI iNdex), созданной совместно с такими экспертами рынка, как «Яндекс», MTS AI, «Сбер», rad_mad_robot и другими.
Опрос проводился в период с IV квартала 2024 года по I квартал 2025 года среди более чем 50 российских компаний. Он включал 14 основных вопросов по четырем направлениям: организационная готовность, технологическая готовность, финансовая готовность, правовая готовность. Среди респондентов 50% — представители среднего бизнеса, 30% — крупного бизнеса и 20% — малого бизнеса. Большинство опрошенных компаний представляет такие сферы, как ИТ и телеком (28%), финансовые услуги (22%), розничная торговля (15%), производство (12%) и другие.
Ключевые выводы:
- по уровню зрелости компании-респонденты делятся на четыре группы: начинающие (45%), продвинутые (35%), профессионалы (14%) и лидеры (3%);
- большинство компаний находятся в начале организационной трансформации для работы с ГенИИ. Утвержденную стратегию внедрения генеративного искусственного интеллекта имеют более 15% организаций. Примерно у 36% есть постоянная или временная команда. Порядка 45% регулярно взаимодействуют с бизнесом и собирают информацию о потребностях. Около 25% компаний проводят обучение сотрудников навыкам работы с ГенИИ;
- в части технологической готовности свыше 55% компаний используют готовые решения с рынка ИИ. Чуть более 45% осуществляют развертывание вручную. Более 65% организаций используют стороннюю облачную инфраструктуру. Свыше 45% не применяют данные своей организации;
- развитие технологий ГенИИ недофинансировано. В более чем 50% компаний бюджет на внедрение и работу с генеративным искусственным интеллектом составляет менее 1% от общего ИТ-бюджета организации. Чуть больше 30% компаний выделили средства для пилотных проектов в области ГенИИ. И только порядка 16% организаций имеют финансово-экономическую модель в части внедрения ГенИИ;
- правовые аспекты и риски остаются наименее проработанным направлением. В более чем 70% компаний проведен лишь минимальный анализ правовых ограничений. У 65% — не выстроена работа со службами внутреннего контроля организации. Почти 40% компаний не анализировали правовые риски;
- в топ-5 наиболее значимых барьеров для внедрения ГенИИ в компаниях входят: недостаточный уровень компетенций (более 65%), невыстроенная стратегия (более 60%), недостаток бюджета (более 55%), уровень доверия к технологии (более 50%) и регуляторика (около 50%);
- по уровню готовности к применению ИИ среди отраслей лидируют ИТ и финансовый сектор.