АНО «Цифровая экономика» представила исследование процесса импортозамещения программного обеспечения (ПО) в российских вузах.
Авторы в документе приводят обзор регулирования этого процесса, а также делятся итогами опроса 58 вузов по 84 направлениям подготовки. В анкетировании приняли участие 213 руководителей образовательных программ по техническим направлениям в вузах на уровне бакалавриата и специалитета.
Эксперты собирали мнения о том, как вузы оценивают свою зависимость от иностранного ПО для обучения студентов ключевым профессиональным навыкам. А также выяснили следующее:
- планируется ли замещать ключевые иностранные продукты ПО, работе с которыми обучают студентов, на отечественные аналоги, и какие барьеры этому препятствуют;
- насколько интегрирован российский ИТ-бизнес в обучение студентов;
- для какого иностранного ПО вузам сложно найти замену;
- какие критерии наиболее важны для вуза при выборе отечественного ПО для обучения студентов работе с ним;
- ведутся ли в вузе собственные разработки ПО, которое призвано заместить иностранное профессиональное ПО;
- привлекается ли для этого государственная поддержка, а также какие дополнительные меры поддержки помогут эту работу ускорить.
Ключевые выводы:
- 66% руководителей образовательных программ по техническим направлениям в российских вузах оценивают зависимость от иностранного ПО как среднюю;
- только в 13% случаях ведется обучение преимущественно работе с отечественным ПО;
- как отмечают представители вузов, образовательные программы зависимы от требований работодателей, которые в ряде случаев работают с зарубежным ПО. Как только в отраслях получат распространение российские аналоги, образовательный процесс быстро перестроится на обучение студентов работе с ними;
- 24% респондентов считают, что в среднесрочной перспективе не смогут заменить используемое в обучении иностранное ПО на отечественные аналоги;
- менее половины респондентов (44%) отметили, что планируют перейти от обучения студентов работе с иностранным ПО к обучению работе с отечественными аналогами;
- 6% респондентов указали, что обучают студентов работать только с отечественным ПО. Остальные не имеют планов по переходу к обучению работе с отечественным ПО (8%), не видят это возможным в среднесрочной перспективе (24%) или представили особое мнение (18%);
- к числу ПО, которое сложно заменить на российские аналоги, опрошенные отнесли специализированное ПО для математического моделирования, обратного реверс-инжиниринга, 3D-печати, ПО для обучения программированию; программное обеспечение компьютерной графики, анимации, 3D-моделирования, AR/VR; ПО для обработки множественных данных с применением ИИ, математические и статистические пакеты; платформу для машинного обучения, интеллектуального анализа данных и прогнозирования и др.;
- многие респонденты указали, что пока не могут перейти на полную замену на российские программы по причине их функциональности, уступающей зарубежным аналогам;
- 35% отметили участие российских ИТ-компаний в обучении студентов на своих программах. Среди компаний, с которыми вузы сотрудничают в части обучения студентов технологических направлений, респонденты назвали 90 организаций, в их числе «1С», InfoWatch, «Базальт СПО», «Ред Софт», «НТЦ Протей», Ozon, «Сбербанк Технологии», «Ростелеком», «Росатом», ВТБ и др.;
- о том, что в вузах ведется разработка собственного ПО для обучения студентов, сообщили 17%.