В опубликованном Data Insight ежегодном отчете отражены ключевые показатели рынка интернет-торговли в России за 2023 год, а также приведен обзор ключевых мировых рынков. Специалисты также предоставили данные по топ-100 крупнейших российских интернет-магазинов, отдельно рассмотрели сегменты E-grocery, E-pharma и логистики для E-commerce.
Документ основан как на собственной аналитике компании, так и на данных сторонних организаций, включая eMarketer, Statista, Mediascope, Международный валютный фонд и другие источники.
В 2023 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 7,9 трлн руб. и 5,15 млрд заказов.
Ключевые выводы:
- в 2023 году в топ-10 маркетплейсов мира по количеству посещений впервые вошли два крупнейших универсальных российских маркетплейса — Wildberries и Ozon;
- самый большой рост наблюдается у крупных универсальных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет». За год их доля поднялась на 13 п. п. до более половины (56%) продаж, а по количеству заказов возросла с 69% до 78%;
- количество заказов выросло за год на 82%. При этом пик роста был пройден в 2021 году, а ускорение роста в 2023 году носит временный характер;
- доля E-commerce в России продолжает расти: в 2023 году она составила 19% от рынка ритейла и 37% от рынка непродовольственного ритейла. Годом ранее эти показатели составляли 14% и 29% соответственно;
- по прогнозу Data Insight, в 2024 году объем продаж на рынке E-commerce вырастет на 36%, до 10,7 трлн руб. При этом темпы роста количества заказов снова начнут замедляться, но все равно он будет выше, чем в период до COVID-19. Число заказов увеличится более чем на 40% и превысит 7 млрд;
- среди выделенных аналитиками трендов — увеличение количества заказов у тех покупателей, которые пришли в онлайн за несколько последних лет; рост доли регионов в онлайн-торговле; активная работа по увеличению лояльности покупателей; лидерство маркетплейсов за счет качества сервиса и ассортимента, обеспечиваемого селлерами; сохранение актуальности прямых продаж (Direct-to-consumer, DTC), которые могут обеспечить персонализированный подход к покупателю.
Интернет-торговля в России в 2022 году