Разработчик Nexign совместно с агентством MegaResearch опубликовал исследование российского рынка LMS-систем. Learning Management System (LMS) — это программное обеспечение, которое позволяет комплексно управлять процессом обучения сотрудников и учебными курсами. Такие программы позволяют централизованно создавать и распространять обучающий контент: онлайн-курсы, видео и прочие материалы, а также отслеживать прогресс сотрудников.
Аналитики изучили основные параметры российского рынка LMS-систем за период с 2020 года по 2023 год. Эксперты провели интервью с представителями компаний из разных отраслей — нефтегазовой, металлургической, ритейла, финансов, телекома и авиаперевозок — для формирования выводов об актуальных задачах и возможностях подобных систем. Также в процессе исследования использовались данные из открытых источников: с сайтов Росстата, ФНС, Федеральной таможенной службы РФ, а также материалы отраслевых СМИ и архивы государственных коммерческих торгов.
Ключевые выводы:
- рынок разработчиков LMS в России относительно узкий, он насчитывает не более 30 компаний. При этом некоторые промышленные предприятия и финансовые конгломераты используют для работы LMS-системы собственной разработки;
- прогноз по объему рынка в деньгах в 2023 году составляет 4,49 млрд руб.;
- емкость рынка LMS-систем оценивают в 12,6 млрд руб., что превышает текущий объем рынка в 3,2 раза;
- только половина опрошенных участников рынка использует обучающие платформы. При этом степень проникновения в Москве и регионах сильно отличается: 87% и 13% соответственно;
- те, кто не применяет LLM, проводят внутреннее и внешнее обучение в формате семинаров, с помощью наставников или не занимаются обучением, но отмечают заинтересованность в использовании автоматизированных инструментов обучения;
- LMS-платформы наиболее востребованы среди крупных организаций. Степень проникновения ПО для управления обучением на предприятиях, где работают 5 тыс. и более сотрудников, составляет 95%;
- наибольший потенциал клиентской базы составляют представители малого и среднего бизнеса, а также компании в регионах страны. Там располагаются 87% тех, кто не использует платформы для дистанционного обучения;
- системы управления обучением активнее всего применяются компаниями из финансовой, образовательной, телекоммуникационной, авиационной, нефтедобывающей отраслей, а также среди промышленных производств и торговых компаний;
- важными составляющими LMS-продуктов становятся возможность подключать к ним другие процессы HR-цикла, например оценку компетенций сотрудников и построение карьерных треков, а также инструменты на базе ИИ и ML;
- в период с 2020 по 2023 год большинство ведущих игроков рынка стабильно росли. И хотя в 2023 году предприятия частично сократили бюджеты на корпоративное обучение, выручка поставщиков LMS-систем увеличивалась. Это связано с тем, что российские компании замещали на рынке ушедших иностранных вендоров;
- в 2027 году объем рынка LMS-систем может достигнуть 6,72 млрд руб. Это объясняется тем, что, несмотря на кризис, крупные компании готовы вкладываться в автоматизацию обучения, поскольку это позволяет уже в краткосрочной перспективе сэкономить денежные средства;
- исследователи также прогнозируют, что в ближайшее время можно будет увидеть рост спроса на многофункциональные платформы с открытым API, которые позволят связать процесс обучения сотрудников с бизнес-результатами, улучшить финансовые показатели за счет увеличения мотивации сотрудников и эффективности их взаимодействия с компанией.