Компания Nexign и агентство TelecomDaily изучили российский рынок BSS — комплексных систем для автоматизации бизнес-процессов операторов связи.
Для этого авторы документа опросили 77 руководителей и технических специалистов компаний мобильной и фиксированной связи, использующих телекоммуникационное ПО (OSS/BSS, CRM-платформы).
Ключевые выводы:
- рынок BSS в России в 2024 году оценивался в 52,7 млрд руб. К 2027 году он может достичь отметки в 110,6 млрд руб. Среднегодовой тем роста рынка на ближайшие годы составит 28%. Такая же динамика будет характерна и для рынка СНГ;
- в ближайшие 1-2 года большинство участников опроса планирует инвестировать в модернизацию или замену BSS (61%), что связано с трансформацией телеком-бизнеса и развитием новых направлений за его пределами;
- основными изменениями в структуре выручки телеком-бизнеса в ближайшие 3-5 лет респонденты называют переход от традиционных сервисов к цифровым (48%), рост направлений B2B и B2G (43%), увеличение выручки от облачных услуг и центров обработки данных (35%) и фокус на экосистемное развитие (26%). Все это соответствует международным трендам, говорят авторы документа;
- большинство участников опроса считают, что наиболее важными технологическими трендами на рынке ПО BSS в ближайшие 3-5 лет будут переход на облачные и гибридные решения (61%), интеграция искусственного интеллекта и аналитики (61%), поддержка гибких тарифных моделей и монетизация 5G (52%);
- активнее всего операторы модернизируют функциональные блоки BSS для управления продуктами, монетизации (биллинг и тарификация), а также автоматизации работы с клиентами. 24% опрошенных также считают важным инвестировать в совершенствование инструментов для управления цифровым опытом клиентов, 18% — в управление лояльностью;
- по мнению респондентов, в современных системах управления важны интеграция с платформами для работы с большими данными и аналитикой (44%), поддержка гибких моделей предоставления сервиса на базе соглашений об уровне услуг с контролем качества обслуживания QoS (39%), расширенные функции самообслуживания через мобильное приложение (39%), использование искусственного интеллекта и ML для автоматизации управления клиентским опытом (33%);
- авторы документа отмечают, что постепенно меняется и целевая среда для развертывания BSS: растет число операторов, которые переходят от чистой модели развертывания бизнес-систем на физических серверах (On-Premise) к гибридным средам (63%) или к частному облаку (56%).