ICT.Moscow составил обзор публичной активности пяти российских цифровых экосистем — «Яндекса», «Сбера», VK, МТС и Т-Банка («Т-Технологии») — в области искусственного интеллекта за последние два года.
Авторами отобрано 236 сообщений с января 2023 года по декабрь 2024 года с упоминанием рассматриваемых компаний. По итогам они разделены на два условных уровня: 1) ресурсный, который объединяет публикации о крупных моделях искусственного интеллекта (ИИ) данных экосистем, о технологической инфраструктуре, а также об открытых разработках для рынка; 2) операционный, который иллюстрирует практику применения ИИ-разработок экосистемами в собственных продуктах, а также в сторонних — в рамках сотрудничеств. Он показывает специфику продвижения и монетизации таких проектов.
Результаты представлены в виде интерактивных таблиц, которые также доступны в формате выгрузки (.xlsx).
Скачать изображение
Ключевые выводы по первому уровню:
- уровень объединяет 126 публикаций, из которых 39% — это ИИ-сервисы, разработанные самостоятельно, 9% — сервисы, которые созданы совместно с другими компаниями. На сообщения об инфраструктуре приходится 12% публикаций. Открытые продукты для разработчиков ИИ составляют 23%. Новости о запуске и обновлении нейросетей занимали 12% в информационной повестке рассматриваемых в рамках исследования компаний;
- суммарно у пяти экосистем обнаружено 22 нейросети, из них половина (11 разработок) приходится на «Сбер». Вместе с «Яндексом» это единственные две компании, имеющие собственные большие языковые модели, созданные с нуля;
- в части ИИ-сервисов, в основе которых лежит применение нейросетей, наибольшее разнообразие в информационном поле у компании МТС (17 публичных решений);
- «Сбер» и Т-Банк наиболее заметны в области ИИ-решений с открытым исходным кодом. Больше половины их моделей выложены в Open Source, у них также наибольшее число открытых инструментов для самостоятельной разработки искусственного интеллекта. Анализ новостных сообщений показал, что у «Яндекса» также есть открытые проекты, однако их меньше — только одна модель и 3 инструмента;
- в сотрудничестве с научными организациями в части разработки ИИ замечены «Сбер», «Яндекс» и Т-Банк. Около трети их открытых инструментов созданы совместно с учеными. Партнерами «Яндекса» в создании ИИ-сервисов в публичном информационном поле становились только научные организации, а у «Сбера» их больше половины;
- если рассматривать, к какой из категорий относится наибольшая доля инфоповодов каждой из компаний в отдельности, и сравнивать эти проценты, то можно отметить, что публичная деятельность «Яндекса» наиболее сконцентрирована на категории нейросетей (22% от числа упоминаний разработок компании), МТС — ИИ-сервисов, включая и собственные, и совместные проекты (78%), Т-Банк — открытые продукты для разработчиков (47%), VK — инфраструктура (25%);
- за рассматриваемый период встречалось несущественное число публикаций о планируемых запусках — большая часть приходилась на презентацию готовых проектов, что может рассматриваться как признак технологической зрелости.
Скачать изображение
Ключевые выводы по второму уровню:
- на этом уровне собраны 110 публикаций. 60% всех сообщений приходится на новости о разных способах внедрения искусственного интеллекта: 64% — это внедрения ИИ экосистемами в собственные продукты, а 36% — это внедрения, анонсы и тесты ИИ-продуктов экосистемы внешними компаниями;
- тесты и применения открытых ИИ-продуктов экосистемы сторонними организациями встречались только у решений «Сбера». В общей повестке они занимают 3% новостей;
- второй тематической группой по объему новостей являются «Соглашения». На них приходится 33% публикаций. В ней лидирует «Сбер» с большим отрывом от остальных;
- за последние два года только две экосистемы («Сбер» и «Т-Технологии») публиковали новости по теме ИИ-лабораторий, и все они были про открытие новых центров. В общей повестке это 5% новостей, а в индивидуальной у экосистемы «Т-Технологии» — 25%, у «Сбера» — 9%.