Эксперты НИУ ВШЭ опубликовали итоги исследования об отношении учащихся вузов к решениям на базе искусственного интеллекта (ИИ) на программах бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также колледжей и профессиональных училищ.
Исследование проведено онлайн-кампусом НИУ ВШЭ в марте 2024 года среди почти 1,4 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в российских городах-миллионниках. Участникам было предложено ответить на вопросы онлайн-анкеты.
Ключевые выводы:
- 43% студентов уже используют ИИ в образовательных целях, а 30% — слышали про возможности генеративных моделей, но пока что не применяли их;
- большинство (52%) опрошенных заявили, что готовы доверить искусственному интеллекту подготовку материалов, которые в дальнейшем будет проверять преподаватель;
- по мнению респондентов, технологии могут облегчить поиск источников и данных для курсовых и лабораторных работ (31%), сверстать и обработать изображения (28%), а также помочь в решении различных учебных задач (24%);
- учащиеся готовы задействовать ИИ для подготовки докладов (56%), рефератов (33%) и эссе (29%);
- 42% студентов отметили, что доля участия генеративных моделей в итоговом результате будет составлять 20–40%, а 32% респондентов отведут для них 40–60%;
- в список топ-инструментов среди студенческого сообщества вошли YandexGPT (54%), боты в Telegram на основе нейросетей (47%), «Шедеврум» (35%);
- при этом студенты очень аккуратно относятся к данным от ИИ. 50% респондентов отметили, что такой информации доверять можно только при условии перепроверки. Так, 52% для проверки данных запрашивают у ИИ ссылки на источники, 18% проверяют каждое предложение от нейросетей на соответствие действительности, а 16% сверяют только цифры, даты, места событий;
- 37% респондентов никогда не сталкивались с критикой от преподавателей из-за использования ИИ, 21% — всего несколько раз, а 16% часто встречали неодобрение. При этом 13% отметили, что преподаватели поощряли применение технологии;
- 42% студентов отметили, что и сами наставники начинают внедрять нейросети в свою практику;
- 29% студентов все же не готовы использовать ИИ в ходе экзамена, даже если преподаватель дал бы на это разрешение. Между тем 19% опрошенных воспользовались бы генеративными моделями только для проверки своих ответов, 18% прибегли бы к такой возможности, а 17% поделились, что это им бы мешало сконцентрироваться на заданиях, остальные не смогли определиться с ответом;
- респонденты нейтрально (49%) и позитивно (25%) отнеслись бы к тому, что для проверки их работ преподавательский состав в свою очередь также применил бы искусственный интеллект.
Данные опроса