Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал масштабы и условия обучения технологиям, связанным с искусственным интеллектом (ИИ), в российских вузах, для которых это становится важной частью подготовки высококвалифицированных кадров не только в сфере ИКТ, но и в других отраслях экономики.
Оценки основаны на результатах обследования 1,1 тыс. вузов и их филиалов, проведенного в 2023 году. Рассматриваются четыре ключевых класса технологий, относящихся к ИИ: обработка визуальных данных, включая компьютерное зрение; обработка звуковых данных, включая распознавание и синтез речи; обработка текста; интеллектуальная поддержка принятия решений и управления.
Студенты российских вузов изучают искусственный интеллект в рамках двух треков: образовательных программ по профилю ИИ (осваивают навыки разработки методов и инструментов для ИИ, обучаются профессиональному использованию технологий на продвинутом уровне) и программ иных профилей, содержащих отдельный модуль «Системы искусственного интеллекта» (учатся применять ИИ с учетом специальности и будущей сферы деятельности).
Ключевые выводы:
- численность обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по профилю ИИ на 1 октября 2023 года составила 42,3 тыс. человек;
- 81,6% студентов этих программ осваивали технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления. На втором месте по охвату обучающихся — технологии компьютерного зрения (67,9%). Половина студентов (50,2%) изучали технологии обработки текста и более четверти (28,9%) — обработки звуковых данных;
- технологии для интеллектуальной поддержки принятия решений и управления изучают все студенты профильных программ по ИИ, связанных с информационной безопасностью и управлением в технических системах;
- в рамках профиля ИИ технологии компьютерного зрения активнее всего осваивают будущие математики (83,9%). Относительно высока доля изучающих эти технологии и среди студентов группы «Машиностроение» (58,8%). В первую очередь это обучающиеся таких направлений подготовки, как «Мехатроника и робототехника» и «Автоматизация технологических процессов и производств»;
- технологии обработки текста и звука занимают более скромное место в программах по профилю ИИ, чем остальные виды технологий. Чаще их осваивают на специальностях, непосредственно связанных с ИКТ (в группах «Математика и механика», «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника, радиотехника и системы связи»);
- студенты, изучающие ИИ в рамках компьютерных и информационных наук, обладают наиболее универсальными знаниями в этой области, поскольку примерно в равной степени (около 80%) осваивают технологии и компьютерного зрения, и обработки текста, и интеллектуальной поддержки принятия решений и управления;
- численность обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, содержащим модуль по ИИ, на 1 октября 2023 года составила 689,2 тыс. человек;
- самая многочисленная область образования — «Инженерное дело, технологии и технические науки», в ней представлены 23 группы специальностей и направлений подготовки, в которых есть обучающиеся по программам с модулем по ИИ;
- большая часть учащихся осваивает технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления. Исключение составляет группа «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», где на указанные технологии приходится всего 45,3%, а на технологии компьютерного зрения и обработки текста — 53,5% и 46% соответственно;
- каждый пятый студент на программах, содержащих модуль по ИИ, изучает науки об обществе. Большая часть таких учащихся — студенты экономических факультетов, за ними следуют изучающие юриспруденцию, СМИ и информационно-библиотечное дело;
- в отличие от программ по профилю ИИ, программы с модулем по ИИ чаще встречаются в здравоохранении и медицинских науках. Доля обучающихся в этой области составляет около 10% от численности студентов, изучающих модуль по ИИ. Большинство (88%) из них осваивают специальности в рамках клинической медицины, 5% — фармации, еще 7% — фундаментальной, профилактической медицины, сестринского дела;
- в гуманитарных науках отчетливо выделяются технологии обработки текста (51,7%). Такой результат, безусловно, определяется преобладающей группой «Языкознание и литературоведение», на которую приходится три четверти студентов этой области образования.