Консалтинговая компания «Яков и Партнёры» представила исследование перспектив автономного транспорт в России.
Документ построен на информации из открытых источников и собственных оценках и расчетах авторов. Он содержит обзор состояния беспилотного транспорта в мире и в России, анализ выгоды от его массового использования как с точки зрения безопасности, так и экономики, а также взгляд на варианты сценариев внедрения.
Ключевые выводы:
- ожидается, что в России к 2035 году более 25% автомобилей будут беспилотными, а к 2042 году более 80% всего автопарка будет управляться без водителя;
- при реализации полного потенциала от использования персонализированных беспилотных автомобилей на российских дорогах общего пользования экономический эффект может составить 4,6 трлн руб. ежегодно;
- при переходе на полностью беспилотные решения операционные затраты грузоперевозчиков могут сократиться на 30–40%, что даст положительный эффект для логистической отрасли в 2,1 трлн руб. в год. Автономные грузовики также помогут решить кадровую проблему — дефицит водителей оценивается более чем в 130 тыс. человек;
- в России беспилотные решения создаются как крупными корпорациями, так и сравнительно небольшими технологическими фирмами. В лидерах отрасли находятся Navio (ранее «СберАвтоТех»), «Яндекс», «КАМАЗ», «Газпром нефть», «Ситроникс» и «СтарЛайн»;
- в отрасли автомобильных беспилотных технологий более 50% стоимости приходится на программное обеспечение, алгоритмы и системы защиты, а 30% — на чипы, связь, навигацию и прочую электронику. Оценочный объем инвестиций в формирование доверенного технологического пакета беспилотных технологий для автотранспорта составляет 350–390 млрд руб.;
- авторы рассматривают различные сценарии безопасного внедрения беспилотных транспортных средств и заключают, что в долгосрочной перспективе централизованная интеллектуальная система управления беспилотным парком/флотом (диспетчерская, инфраструктура V2X или умный город) потенциально может обеспечить наивысшую безопасность и эффективность.