ГлавнаяИсследованияПрименение искусственного интеллекта в российских компаниях

НИУ ВШЭ

Применение искусственного интеллекта в российских компаниях

1/3

НИУ ВШЭ в рамках обзора об искусственном интеллекте оценил особенности использования технологии компаниями в России в 2024 году. Результаты основаны на данных изучения свыше 15 тыс. крупных и средних организаций — пользователей ИИ, проведенного в 2025 году Росстатом по методологии ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Ключевые выводы:

  • среди технологий ИИ наиболее востребованными остаются технологии обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение, а также технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления: их используют 66% и 50% компаний соответственно. Свыше трети организаций применяют в своей работе обработку текста или звуковых данных, включая распознавание и синтез речи. Технологии повышения эффективности ИИ пока не так распространены: они есть только на каждом пятом предприятии, использующем ИИ;
  • компании приобретают ПО для ИИ разными способами. Чаще всего для этого привлекаются сторонние компетенции для разработки или модификации ПО (56%), чуть реже — покупается готовое к использованию коммерческое ПО (53%). 24% компаний используют бесплатное ПО. Собственными силами разработку ПО для ИИ осуществляют 23%, дорабатывают ПО с открытым исходным кодом — 18%, дорабатывают приобретенное ПО — 14% организаций;
  • аналитики объясняют активность в самостоятельной разработке и доработке ПО необходимостью совершенствования приобретенных ранее продуктов и нехваткой на рынке адаптированного под нужды компании ПО, а также желанием минимизировать затраты на внедрение и использование ИИ;
  • 52% компаний, работающих с ИИ, применяли его в маркетинге и продажах, 51% — производстве продукции и оказании услуг, 51% — управлении персоналом. Значительно реже технологии ИИ востребованы в управлении организацией, обеспечении безопасности, логистике и транспорте; 
  • наиболее заметным результатом применения ИИ стало повышение качества и эффективности бизнес- и производственных процессов. Такой результат отметили 57% компаний. 38% предприятий, работающих с ИИ, сообщили об увеличении доходов и числа клиентов. Лишь 15% организаций заявляют о снижении численности работников из-за внедрения ИИ, тогда как наибольшая доля (63%) респондентов отрицает воздействие ИИ на этот процесс;  
  • аналитики отмечают, что только 17% пользователей ИИ не разрабатывали и не приобретали новое ПО в 2024 году. При этом 48% крупных и средних организаций заявили об отсутствии потребности в ИИ. Ключевыми препятствиями внедрения технологии для организаций остаются высокие затраты (об этой преграде заявляют 58% респондентов), а также недостаточный уровень развития ИКТ-инфраструктуры организации, нехватка средств для привлечения квалифицированных кадров и дефицит массивов данных, необходимых для работы с ИИ (для трети компаний).

Экономический эффект от внедрения ИИ в России к 2035 году

Искусственный интеллект в науке

Подробнее

Расскажите знакомым:

63Дата добавления:16.09.2025

Расскажите знакомым:

Похожие исследования:
Подпишитесь
на еженедельную подборку исследований от ICT.Moscow

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добавить исследование в каталог ICT.Moscow
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.