Специалисты НИУ ВШЭ представили итоги опроса руководителей производственных, образовательных и научных организаций сферы промышленной робототехники о компетенциях инженеров, занятых в этой области в профильных организациях.
Исследование проводилось в мае — июле 2024 года. В нем приняли участие 70 специалистов.
Респондентам было предложено оценить по шкале от 1 до 5 необходимые на разных стадиях жизненного цикла продукта компетенции инженеров, работающих в их организациях. Интегральная оценка определялась как среднее значение по каждой группе компетенций. Уровень владения компетенциями признавался достаточным для целей развития организации при средней оценке ≥4.
Ключевые выводы:
- в России разработка передовых производственных технологий и продуктов робототехники находится на этапе становления;
- результаты исследования показали, что в сфере промышленной робототехники запрос на фундаментальные исследования со стороны реального сектора экономики практически отсутствует, а прикладные научные исследования и разработки интересны лишь небольшой части компаний-разработчиков;
- руководители компаний — интеграторов роботов склонны экономить на ставках инженеров, которые могут проводить научные исследования внутри организации, поскольку многие интеграторы по-прежнему придерживаются установки, что нужно использовать имеющиеся мировые разработки. Такого рода представления об исследованиях и разработках как о периферийной сфере деятельности являются барьером на пути к созданию новых робототехнических продуктов и прорывных технологий;
- каждый второй респондент выделил знание особенностей «мягких роботов» (разновидности коботов, при создании которых используются мягкие материалы) (55%) и основ машинного, технического зрения (50%). Руководители компаний, выполняющих научные исследования и разработки, оценили знание особенностей «мягких роботов» как самую быстрорастущую по значимости, но пока еще слабо освоенную компетенцию; по их прогнозам, ее ценность к 2030 году возрастет на 45 п. п.;
- помимо этого, к самым быстрорастущим в перспективе 2030 года относятся: знание энергоемких, автономных источников питания и технологий беспроводной подзарядки (+40 п. п.), понимание возможностей использования нанотехнологий в робототехнике (+35 п. п.), знание особенностей применения новых материалов в робототехнике (+15 п. п.).