Компания «ТМТ Консалтинг» в октябре 2024 года представила отчет о состоянии российского рынка Telecom API по итогам 2023 года. Telecom API — это набор интерфейсов, предоставляемых телеком-операторами, которые позволяют разработчикам напрямую использовать возможности телеком-сетей в своих приложениях и сервисах. В документе представлен анализ структуры данного рынка, описаны факторы спроса на различные услуги, а также даны прогнозы развития на ближайшие несколько лет.
Ключевые выводы:
- по итогам 2023 года объем российского рынка Telecom API вырос на 26% по сравнению с 2022 годом, достигнув 5,8 млрд руб. Темпы роста большинства продуктов на рынке составили более 30%;
- рынок Telecom API в России активно развивается благодаря стремлению компаний использовать все доступные каналы связи для общения с клиентами, а также росту российского ПО после ухода зарубежных игроков. Ключевыми факторами являются автоматизация и роботизация каналов общения, борьба со спамом, развитие защиты персональных данных, внедрение аналитики и речевых технологий на базе ИИ, увеличение интеграций с бизнес-системами и рост рынка CPaaS (облачных коммуникационных платформ);
- в тройку лидеров российского рынка по доле дохода входят компании, владеющие собственными платформами CPaaS: МТС Exolve (47%), Voximplant (15%) и «Билайн» (7%). Далее идут MANGO OFFICE (5%) и прочие компании (26%);
- в последние несколько лет платформы CPaaS были также внедрены компаниями «Ростелеком» и MCN Telecom. Другие игроки на рынке не обладают собственными платформами, но предоставляют одну или несколько услуг через API;
- основной объем выручки рынка составляют четыре услуги, на которые приходится 72% доходов: маскировка номеров — 26%, IVR (интерактивное голосовое меню) и обработка входящих вызовов — 23%, интеллектуальная маршрутизация вызовов — 15% и облачные решения для контактных центров — 13%. Остальные услуги распределяются следующим образом: CallBack (обратный звонок) — 8%, управление нумерацией — 6%, запись и аналитика разговоров — 6%, Calltracking (отслеживание звонков) — 3%;
- по прогнозам «ТМТ Консалтинга», в 2024–2025 годах темпы роста рынка Telecom API продолжат оставаться высокими и составят 23–25% в год.