Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подвела итоги прошедшего года. Объем онлайн-покупок в России в 2023 году составил почти 6,4 трлн руб., рост по сравнению с предыдущим годом составил 28%. Большая часть из этой суммы 96,9% составляет покупки на внутреннем рынке, у российских компаний интернет-торговли — 6,2 трлн руб., на трансграничный рынок приходится 3,1% объема (197 млрд руб.).
Другие выводы:
- доля e-commerce в общем объеме розничных продаж в стране при реализации прогнозного значения розницы в 46 трлн руб. составит 13,8%. Годом ранее этот показатель был 11,6%;
- больше половины (52%) всех продаж в интернете в 2023 году обеспечивают 10 регионов страны, в топ-10 входят Москва, ее доля в по-прежнему самая высокая — 17,7%, Московская область — 9,2%, Санкт-Петербург — 6,1%, Краснодарский край — 5,3%, Ростовская область — 3%, Свердловская область — 2,6%, Нижегородская область 2,2%, Самарская область — 2%, республика Татарстан и Краснояркий край — 1,9% и 1,8% соответственно;
- за год заметно снизилась доля первой тройки: в 2022 году доля Москвы составляла в общем объеме покупок 19,4%; Московской области — 10,7%, Санкт-Петербурга — 7%. В первой десятке выросла доля Краснодарского края, в 2022 году она составляла 4,7% и Ростовской области в 2022 году — 2,6%, в ряде других регионов доля также увеличилась в среднем на 0,3%–0,5% в общем объеме онлайн-продаж. Такие показатели связаны в том числе и со стремительным развитием партнерских пунктов выдачи заказов как маркетплейсов, так и классических интернет-магазинов;
- рост популярности в России и изменение региональной структуры продаж стали заметны, начиная с 2020 года: все это время компании интернет-торговли активно инвестируют в развитие своей логистической инфраструктуры на местах, развивают партнерства с локальными бизнесами, — это напрямую влияет на повышение качества сервисов и расширение ассортиментных предложений для всех россиян;
- в магазинах программного обеспечения, на покупку электронных книг, фильмов, подписки на онлайн-кинотеатры и другие цифровые товары россияне потратили в 2023 году 281 млрд руб. — это 4,4% всего оборота дистанционной торговли. Средний чек таких покупок составляет 363 руб.
- число покупок пользователей, которых привлекли рекламные объявления в мобильных приложениях, выросло более чем на 30% в прошлом году. На 20% выросли покупки, привлеченные веб-сервисами.