Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью анализа больших данных оценил динамику новых сервисов и бизнес-моделей, возникших в ответ на вызовы пандемии COVID-19.
В лидерах как уже получившие широкое распространение цифровые решения — видеоконференции, электронная торговля, дистанционные образовательные платформы, носимые устройства, так и динамично растущие, но все еще нишевые разработки — бизнес-приложения для оптимизации логистики и удаленной работы.
- Видеоконференции начали широко применяться в самых разнообразных сферах: от образования и медицины до виртуального спорта и туризма.
- Наряду с уже привычными образовательными онлайн-платформами поддерживают возможности дистанционного обучения и значительно способствуют персонализации образования в целом совершенно новые приложения, например, цифровые классы с применением VR и интернета вещей.
- Резко возрос спрос на облачные сервисы, платформы для совместной работы, системы бизнес-аналитики, в том числе в режиме реального времени.
- Сопутствующий рост угроз ИБ повысил актуальность архитектуры с нулевым доверием и решений, позволяющих в условиях удаленной работы создать защищенное пространство при подключении сотрудников к корпоративной сети с личных устройств.
- Цифровые системы управления поставками помогли реализовать эффективное распределение, отслеживание перемещений и доставку различных товаров, в том числе медицинского оборудования, лекарств и вакцин. Для усиления пропускной способности и надежности транспортных каналов применялись новые решения с использованием смарт-контрактов, беспилотного транспорта и робототехники.
- Новые возможности для адаптации дистанционных бизнес-процессов для малых и средних предприятий создали шеринговые платформы.
- Помимо дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов или возможности проведения виртуальных консилиумов, получили распространение интернет медицинских вещей (IoMT), роботизированные медицинские системы, рекомендательные системы для принятия врачебных решений.
- Наиболее популярными во время пандемии стали стриминговые и развлекательные онлайн-сервисы. Вместе с традиционными платформами трансляции видеоконтента выросла потоковая передача в реальном времени спортивных, музыкальных, театральных мероприятий, виртуальных экскурсий и музейных выставок.