Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил в декабре 2024 года очередное (восьмое) издание серии кратких статистических сборников «Цифровая экономика», которая выпускается в партнерстве с Минцифры России и Росстатом. В документе приводятся данные за 2023 год.
Ключевые выводы:
- вклад сектора ИКТ в ВВП за год увеличился с 3,1% до 3,5%. Его валовая добавленная стоимость выросла по сравнению с 2022 годом на 11,3% (в постоянных ценах). Высокую положительную динамику обеспечили производство ИКТ (+37,6%) и отрасль ИТ (+10,9%);
- среди цифровых технологий в 2023 году, как и годом ранее, наиболее востребованы организациями облачные сервисы (используют 26,7% организаций), цифровые платформы (17,1%), технологии сбора, обработки и анализа больших данных (15,3%);
- в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, в России в 2023 году заняты порядка 9 млн человек, из них — почти 2 млн специалистов по ИКТ (+3,1% к 2022 году), среди которых практически каждый второй (47,4%) моложе 35 лет;
- интернет-трафик продолжает увеличиваться. Наибольший его прирост в 2023 году обеспечил фиксированный доступ — 116,6 эксабайт (+25,3 эксабайт к уровню 2022 года). Трафик мобильного интернета составил 41,3 эксабайт (+5,9 эксабайт);
- валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики по итогам 2023 года составили 5,5 трлн руб. (+6% к уровню 2022 года в текущих ценах). Положительная динамика зафиксирована как по объему внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий, связанных с ними товаров и услуг (3,3 трлн руб., +3% к уровню 2022 года), так и по расходам домашних хозяйств на цифровые товары и услуги (2,2 трлн руб., +10,9% к уровню 2022 года);
- более трети (33,6%) рассматриваемых затрат организаций — это расходы на приобретение машин и оборудования, связанных с цифровыми технологиями. Также значительная часть идет на оплату труда специалистов по ИКТ (это основная статья в «прочих затратах», которые в целом составляют 35%). В расходах домашних хозяйств на цифровые товары и услуги преобладает оплата услуг электросвязи (56,5%);
- продолжает расширяться активная сетевая аудитория, проводящая в интернете «каждый день» (87% в 2023 году, почти +10 п. п. к уровню 2020 года). Это происходит в том числе и за счет самой юной категории пользователей ПК — детей (в 2022 году ее доля достигла 91,3%), подавляющая часть которых (87,2%) имеет доступ в интернет.
Предыдущий выпуск статистического сборника (за 2022 год)