НИУ ВШЭ применил систему анализа больших данных iFORA, разработанную с применением технологий искусственного интеллекта, для выявления тенденций цифровизации музыкальной отрасли. Были проанализированы более 23 тыс. источников за 2017-2021 годы. На их основе был рассчитан индекс значимости технологии, который показывает ее относительную встречаемость в массиве источников (значение индекса «1» соответствует максимальному числу упоминаний).
Авторы отмечают, что благодаря цифровым инструментам создание музыки стало дешевле, это дало шанс на рост выручки независимым артистам — музыкантам «без лейбла».
Основные выводы:
- среди ключевых технологий для
цифровых продуктов в музыкальной индустрии лидируют создание музыкальных
рекомендаций (индекс значимости — 1), извлечение музыкальных признаков (тембр,
тон, темп; индекс значимости — 0,76), оптическое распознавание музыки (индекс
значимости — 0,47);
- доля стриминговых сервисов для
прослушивания аудио выросла с 6,7 до 62% в 2012-2020 годы (по данным
Международной федерации производителей фонограмм);
- потребление полностью мигрировало
в цифровой формат, что позволяет стриминговым сервисам собирать данные о
музыке, практиках потребления, предпочтениях слушателей по десяткам различных
показателей. Стриминг-сервисы извлекают музыкальные характеристики для
группировки произведений по жанрам и эмоциональной окраске, что ложится в
основу рекомендательных систем, нацеленных на продление времени прослушивания;
- сегодня изучение реакций
аудитории возможно только с использованием «технических» показателей (время
прослушивания, число повторных воспроизведений и др.). В дальнейшем будут
дополнительно исследоваться биологические характеристики: физические показатели
(пульс, давление), отслеживаемые носимыми устройствами, а также данные о
состоянии мозга, поступающие через интерфейсы мозг — компьютер;
- еще одно перспективное
направление — создание иммерсивной музыки, способной звучать по-разному в
зависимости от определенных параметров (например, связанных с контекстом
прослушивания) и позволяющей за счет сочетания аудио- и видеоэффектов добиться
«эффекта присутствия».