Цифровая стратегия Москвы на 2030.mos.ru

3 этап

Завершен

ЭТАП 3: УМНЫЙ ГОРОД 2030. ОТРАСЛИ

← на главную

1.2. Образование

Текущий статус

Функционирует проект «Московская электронная школа» (МЭШ) – это комплексный, широкомасштабный проект в сфере образования, цель которого – качественное улучшение образовательного процесса за счет использования современного образовательного контента и внедрения информационных технологий. Основными направлениями проекта МЭШ сегодня являются модернизация школьной инфраструктуры, автоматизация образовательного процесса и создание электронного образовательного контента. Активными пользователями сервисов и услуг МЭШ являются около 2 миллионов москвичей. В создании контента МЭШ активно участвует бизнес - внедрена грантовая модель поддержки бизнеса в качестве разработчиков контента.

  • В электронной библиотеке МЭШ размещены:
    • 146 учебников в электронном виде;
    • более 30 тыс. тестов и тестовых заданий;
    • 6 виртуальных лабораторий;
    • более 15 тыс. сценариев уроков в общем доступе;
    • 150 тыс. сценариев уроков, с которыми работают учителя (размещены в личных кабинетах учителей в МЭШ).
  • Разработано мобильное приложение МЭШ, предоставляющее сервисы Библиотеки МЭШ и электронного журнала.
  • Одним из элементов МЭШ является информационная система «Проход и питание». В рамках реализации проекта «Проход и питание по электронной карте» к концу 2017 года в 3 568 зданиях образовательных организаций города Москвы, в том числе в 1 850 зданиях дошкольных отделений обеспечено предоставление государственных услуг с использованием электронной карты: «Проход в образовательную организацию», «Предоставление бесплатного питания льготным категориям детей», «Предоставление платного питания». Согласно данным электронной картой пользуются:
    • более 900 тыс. школьников;
    • 175 тыс. сотрудников образовательных организаций;
    • более 819 тыс. представителей дошкольников.
  • Обеспечен доступ к АИС «Электронный журнал и дневник» для всех образовательных организаций города Москвы. Общее количество образовательных организаций превышает 900. Более 150 млн обращений к электронному дневнику в год.
  • В столичной системе образования реализуется проект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов»:
    • инженерные, медицинские, кадетские, академические (научно-технологические) предпрофессиональные классы;
    • университетские субботы – профориентация школьников;
    • университетская среда – обучение учителей на базе вузов;
    • детские технопарки (кванториумы) и центры детского творчества;
    • 99% школ Москвы предлагают ученикам 3 и более профиля подготовки в старшей школе, что позволяет расширить возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий для каждого учащегося в соответствии с его способностями.
  • Реализуется проект «Школа новых технологий», в рамках которого учащиеся и педагоги получают доступ к ИТ-компетенциям, учащиеся создают ИТ-решения, которые используются в реальной жизни.

Цели и задачи

  • Адаптивное образование, основанное на использовании специализированного программного обеспечения
  • Формирование среды, обеспечивающей конкурентное участие коммерческих организаций в качестве поставщиков образовательного контента и сервисов
  • Формирование инфраструктуры, обеспечивающей более полную цифровизацию образовательного процесса (охват дополнительного образования, внеурочной деятельности) для формирования цифрового портфолио обучающихся и преподавателей
  • Развитие программной инфраструктуры в целях оптимизации процессов обработки и хранения данных сферы образования (распределенное хранение и вычисления, реализация эффективных механизмов доставки контента (CDN), внедрение блокчеин в части статистики использования контента)
  • Использование нейротехнологий и технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе
  • Обеспечение школ современным оборудованием и программным обеспечением, необходимым для реализации адаптивных программ
  • Обеспечение максимальной гибкости образовательных программ для быстрого реагирования на изменения рынка труда
  • Популяризация информатики, математики, технологических и естественнонаучных дисциплин среди граждан для позиционирования Москвы как центра подготовки квалифицированных кадров в области технических наук, а также поддержки и стимулирования предпринимательской и научной деятельности

Стратегический подход

  • Дистанционное обучение
    • Применение дистанционного обучения предоставит доступ к образовательным материалам для широкого круга москвичей, позволит присутствовать на уроке удаленно и обеспечит обучение навыкам, необходимым для освоения профессий будущего, с учетом изменения структуры спроса на профессии, замещаемые роботизацией. В среднесрочной перспективе в дистанционном обучении будут всё шире применяться технологии виртуальной реальности.
  • Персонализация образования на основе Искусственного интеллекта и Больших данных
    • Стремительное развитие науки и технологий приводит к увеличению разрыва между необходимым и реальным уровнями квалификации преподавательского состава по ряду дисциплин.  Одним из решений этой проблемы является построение для каждого обучающегося персонализированной образовательной траектории и внедрение цифрового репетитора на базе технологии Искусственного интеллекта. Персонализированная траектория образования подразумевает следование следующим принципам:
      • персонализация учебных программ с учётом индивидуальных качеств ученика
      • индивидуальный подход к оценке знаний
      • выявление скрытых талантов
  • Преимуществами цифрового репетитора на основе Искусственного интеллекта являются:
    • компенсирование нехватки квалифицированных преподавателей
    • качественное дистанционное обучение
    • адаптивное образование
    • интеграция с образовательными платформами
    • альтернатива частного репетитора для малоимущих семей.
  • AR/VR/MR - технологии
    • Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности (AR/VR/MR) позволят работать с искусственным миром, отражающим реальные свойства объектов и последствия действий участника обучения, а также расширить возможности взаимодействия человека с окружающим миром.
    • Применение технологии виртуальной реальности на всех ступенях образовательного процесса окажет положительное влияние на мотивацию московских школьников и студентов, обеспечит контроль за их деятельностью, взаимодействие, интерактивность, пространственную ориентацию, мультисенсорную активность и другое. Сильное мотивационное воздействие достигается за счет моделирования реальных ситуаций, создания эффекта погружения и присутствия в режиме реального времени.
  • Геймификация
    • Современные обучающиеся страдают нехваткой концентрации внимания, не в последнюю очередь это является результатом использования смартфонов, социальных сетей, мессенджеров и др.
    • Минимизировать этот негативный эффект влияния цифровых технологий на процесс обучения пытаются, в том числе, за счет применения геймификации и использования мультимедийных интерактивных систем и контента для того, чтобы сделать уроки более увлекательными и разнообразными.
    • Геймификация образовательного процесса путем внедрения механизмов мотивации учащихся и преподавателей, таких как: повышение рейтинга, статуса и пр. при достижении определенных образовательных и педагогических результатов, материальные и нематериальные механизмы мотивации, такие как бонусы, скидки, предоставление новых, ранее недоступных возможностей и контента.
  • Цифровое оборудование
    • Помимо программных решений, в образовательном процессе расширится применение инновационного технологического оборудования, в частности:
    • 3D-принтеров для обучения 3D-моделированию и печати;
    • Гибких дисплеев, похожих на обычную бумагу, которые будут хранить всю записанную информацию в памяти и иметь привычный интерфейс ввода – умную ручку или карандаш (для сохранения навыков письма);
    • Биометрических сканеров, которые будут использоваться для выяснения эффективности курса или стиля обучения студентов за счет того, куда они смотрят во время занятий. При взаимодействии с Искусственным интеллектом эти данные могут быть организованы таким образом, чтобы каждому из учащихся было удобно, то есть в соответствии с его стилем обучения);
    • Специализированных устройств для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Реализация образовательных программ по робототехнике и программированию
  • Государственно-частное партнерство
    • Коммерческие организации являются потенциальными поставщиками образовательного контента и сервисов. Создание и развитие конкурентной среды является триггером для повышения качества контента и эффективности образовательных сервисов. Механизмы формирования обратной связи обеспечат объективную оценку предлагаемых коммерческими организациями образовательных продуктов. Качественный образовательный контент и сервисы закладываются в основу персонализации образования.

Проект стратегии "Умный город" 2030.pdf (проект, май 2018)

cкачать

Карточки стратегических инициатив.pdf (проект, май 2018)

cкачать

Реестр комментариев.pdf (май 2018)

cкачать
Следите за обновлениями

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Tilda Publishing
© 2018, Специальный проект ICT.Moscow
При поддержке Правительства Москвы