3 этап
Завершен
Основой цифрового правительства является использование преимуществ использования цифровых данных в городском управлении. В рамках реализации принципа главенства цифровых документов над бумажными, все взаимодействие граждан и города будет осуществляться в цифровой форме.
Для решения указанной задачи будет реализована концепция города, управляемого данными(Data driven city) - анализ и автоматическая обработка полученных данных, принятие городом решений, на основе полученных данных.
Обеспечение эффективного взаимодействия миллиардов датчиков в городе одновременно, обеспечение сбора информации, генерируемой датчиками (учет света и воды, умное освещение, наблюдение за погодой и экологической ситуацией и т.д.). Будет активно проводиться автоматизация и роботизация городских процессов.
В концепции «Умный город – Москва» под цифровым правительством подразумевается широкая область государственного управления, в которую, наряду с государственными услугами в электронном виде, входят направления открытое правительство, электронная демократия и вовлечение граждан в процессы управления городом, реализующиеся с использованием цифровых технологий, а также прямые персональные коммуникации и взаимодействие с гражданами и организациями через цифровые каналы взаимодействия в режиме реального времени без посредников.
Основой цифрового правительства является использование преимуществ использования цифровых данных в городском управлении. В рамках реализации принципа главенства цифровых документов над бумажными, все взаимодействие граждан и города будет осуществляться в цифровой форме.
Для решения указанной задачи будет реализована концепция города, управляемого данными(Data driven city) - анализ и автоматическая обработка полученных данных, принятие городом решений, на основе полученных данных.
Обеспечение эффективного взаимодействия миллиардов датчиков в городе одновременно, обеспечение сбора информации, генерируемой датчиками (учет света и воды, умное освещение, наблюдение за погодой и экологической ситуацией и т.д.). Будет активно проводиться автоматизация и роботизация городских процессов.
В концепции «Умный город – Москва» под цифровым правительством подразумевается широкая область государственного управления, в которую, наряду с государственными услугами в электронном виде, входят направления открытое правительство, электронная демократия и вовлечение граждан в процессы управления городом, реализующиеся с использованием цифровых технологий, а также прямые персональные коммуникации и взаимодействие с гражданами и организациями через цифровые каналы взаимодействия в режиме реального времени без посредников.
Удобное для жителей взаимодействие с городом -единый портал mos.ru:
По состоянию на конец 2017 года пользователями электронных городских услуг и сервисов являются 6,5 млн. граждан и более 21,3 тыс. юридических лиц.
Единый контакт центр:
Единая мобильная платформа:
Государственные услуги и сервисы:
Портал «Наш Город»:
Автоматизирован расчет за капитальный ремонт объектов в собственности города Москвы.
Общая посещаемость семейства порталов mos.ru и мобильных приложений Правительства Москвы составила 629 млн. посещений, в т.ч. 252 млн посещений – посещаемость официального портала Мэра и Правительства Москвы mos.ru. Число уникальных пользователей – 41 млн.
Количество посещений портала Открытых данных (data.mos.ru) за 2017 год составило более 3,5 млн На портале было раскрыто 75 новых наборов данных и 16 справочников.
В 2017 году «Активный гражданин» отметил трехлетие. Количество участников проекта «Активный гражданин» в 2017 году достигло почти 2 млн человек. Среднее количество голосующих по городским вопросам – 220 тыс. пользователей, а максимальное количество голосов в общегородском голосовании составило 337,5 тысяч.
Цели:
Задачи:
Содержание данного раздела носит предварительный характер
Обеспечить принципы цифрового правительства:
1. Открытость и прозрачность
Все процессы городского управления находятся на виду – в режиме реального времени любой гражданин может ознакомиться с городскими решениями и возможностями на портале mos.ru, в городских приложениях, на городском портале открытых данных. Москвич в любой момент может посмотреть, когда ожидается запланированный капитальный ремонт вашего дома и сколько на это выделено денег, получить открытые городские данные по интересующей тематике. Город публикует в открытом доступе городские данные на городском портале открытых данных.
2. Цифровая демократия
Цифровые дебаты в режиме реального времени, цифровое голосование, сбор мнений, участие москвичей в управлении городом - голосования, обсуждение городских проблем на цифровых платформах электронных референдумов и обратной связи с жителями города Москвы, в краудсорсинг-проектах города Москвы открыты и доступны для всех в режиме реального времени, доступны с любых пользовательских устройств.
Строить ли рядом с домом парк? Вырубать ли лес ради нового торгового центра? Москвич может оставить свое мнение, обсудить этот вопрос и отследить принятие решения, может инициировать к обсуждению актуальные для него вопросы.
3. Простота и надежность
Все форматы документов, интерфейсы взаимодействия граждан и государственных органов Москвы стандартизированы, электронные помощники помогают во взаимодействии. Гражданин может быть уверен, что цифровые документы не потеряются, так как хранятся в единой защищенной базе данных и доступны по единому идентификатору пользователя.
4. Доступность
Доступность государственных услуг, сервисов, данных в электронном виде в режиме реального времени (всегда онлайн: 365/7/24, через любые цифровые каналы, с любых пользовательских устройств). Даже если москвич не можете выйти из дома, он активно участвует в жизни города, может оформить любые документы без нотариусов и посредников, получить государственные услуги.
5. Персонализация
Государственные услуги и сервисы в электронном виде предоставляются персонализированно и в нужное время, с учетом постоянно обновляющегося профиля гражданина (аналитика на основе использования технологий Больших данных и Искусственного интеллекта).
6. Экологичность
Решение всех городских задач учитывает экологическую составляющую.
Цифровое государственное управление представляет собой комплексный набор организационных, регулирующих и технологических мер, это не только набор данных, программного обеспечения и оборудования. Цифровое правительство включает как цифровые, так и аналоговые элементы:
Цифровые элементы:
Аналоговые элементы:
В цифровом правительстве реализованы следующие принципы управления и предоставления государственных услуг:
1. Цифровые по умолчанию
Принцип «Цифровые услуги по умолчанию» используется для перепроектирования и реинжиниринга административных процессов при предоставлении услуг по цифровым каналам с целью извлечения из этого максимальной эффективности и продуктивности. Это переход к пониманию того, что в ближайшем будущем всё большая доля услуг будет предоставляться в цифровой форме. Необходимо оказывать помощь тем, кто не может получить доступ к цифровым сервисам - в этой связи МФЦ рассматриваются не как альтернативный канал предоставления услуг, а как место оказания гражданам помощи в осуществлении цифровых транзакций.
2. Платформонезависимость и ориентация на мобильные устройства
Проектирование услуг цифрового правительства с учетом необходимости обеспечения постоянного доступа через различные цифровые каналы, с любых пользовательских устройств, с использованием любых операционных систем и веб-браузеров. Совместное и повторное использование ранее предоставленных данных, а также единый сервис сквозной идентификации. Бесшовный переход пользователя с одного устройства на другое при получении государственных услуг. Профиль и история доступны с любых устройств.
3. Проектирование услуг, ориентированное на пользователя
Проектирование с ориентацией на пользователя отражает потребности широкого круга граждан. Клиентоориентированный подход подразумевает индивидуализированные услуги с высокой степенью персонализации и детальным пониманием нужд пользователей, в основе которых не только полнота собранных о них данных и аналитические инструменты выявления их предпочтений и желаний, а также и большое количество данных, полученных с помощью устройств Интернета вещей о жизненных обстоятельствах людей и среде, в которой они живут.
Принципы проектирования цифровых услуг исходя из первоочередных потребностей пользователей. Проектирование, основанное на исследованиях и аналитике, акцент на восприятии услуг пользователем. «Альфа» и «бета»-сервисы для проверки проектных решений на фокус-группах.
4. Цифровые от начала до конца
Электронные услуги должны иметь не только цифровой интерфейс для пользователя, но и цифровой базис – обеспечение предоставления услуг внутри ведомств должно быть также в цифровом виде. Полностью цифровой административный процесс. Использование технологий Больших данных и Искусственного интеллекта для определения сценариев запуска цифровых процессов предоставления услуг, идентификация заявлений с высоким уровнем риска, инициация изменения процедур на основе статистики обращений.
Физический результат предоставления государственных услуг полностью заменен на цифровой результат.
Интероперабельные межведомственные системы, машинное обучение и Искусственный интеллект, отсутствие бумажного документооборота и консультирования с другими государственными учреждениями, полностью цифровая модель коммуникаций при предоставлении государственных услуг.
5. Правительство как платформа
Концепция цифрового правительства предусматривает разнообразные модели взаимодействия с использованием цифровых платформ, в которых разрешается и поощряется участие сервисов и приложений третьих сторон в цепочке предоставления услуг. Это стимулирует инновации в области предоставления услуг, позволяет реализовать дифференцированный подход, и фокусирует внимание на максимальной результативности гражданских и государственных служб независимо от использования правительственного интерфейса или интерфейса верифицированных третьих сторон. Сформирована витрина по реализации услуг и контента, в т.ч. с использованием механизмов передачи интерфейсов программирования приложений третьим сторонам.
Предоставление доступа к интерфейсам программирования государственных приложений доверенным посредникам открывает возможности для создания частным сектором и предпринимателями новых услуг, снижает нагрузку на правительство и расходы на его функционирование, повышает эффективность.