Цифровая стратегия Москвы на 2030.mos.ru

3 этап

Завершен

ЭТАП 3: УМНЫЙ ГОРОД 2030. ОТРАСЛИ

← на главную

6. Цифровое правительство

Основой цифрового правительства является использование преимуществ использования цифровых данных в городском управлении. В рамках реализации принципа главенства цифровых документов над бумажными, все взаимодействие граждан и города будет осуществляться в цифровой форме.

Для решения указанной задачи будет реализована концепция города, управляемого данными(Data driven city) - анализ и автоматическая обработка полученных данных, принятие городом решений, на основе полученных данных.

Обеспечение эффективного взаимодействия миллиардов датчиков в городе одновременно, обеспечение сбора информации, генерируемой датчиками (учет света и воды, умное освещение, наблюдение за погодой и экологической ситуацией и т.д.). Будет активно проводиться автоматизация и роботизация городских процессов.

В стратегии «Умный город – 2030» под цифровым правительством подразумевается широкая область государственного управления, в которую, наряду с государственными услугами в электронном виде, входят направления открытое правительство, электронная демократия и вовлечение граждан в процессы управления городом, реализующиеся с использованием цифровых технологий, а также прямые персональные коммуникации и взаимодействие с гражданами и организациями через цифровые каналы взаимодействия в режиме реального времени без посредников.

Основой цифрового правительства является использование преимуществ использования цифровых данных в городском управлении. В рамках реализации принципа главенства цифровых документов над бумажными, все взаимодействие граждан и города будет осуществляться в цифровой форме.

Для решения указанной задачи будет реализована концепция города, управляемого данными(Data driven city) - анализ и автоматическая обработка полученных данных, принятие городом решений, на основе полученных данных.

Обеспечение эффективного взаимодействия миллиардов датчиков в городе одновременно, обеспечение сбора информации, генерируемой датчиками (учет света и воды, умное освещение, наблюдение за погодой и экологической ситуацией и т.д.). Будет активно проводиться автоматизация и роботизация городских процессов.

В стратегии «Умный город – 2030» под цифровым правительством подразумевается широкая область государственного управления, в которую, наряду с государственными услугами в электронном виде, входят направления открытое правительство, электронная демократия и вовлечение граждан в процессы управления городом, реализующиеся с использованием цифровых технологий, а также прямые персональные коммуникации и взаимодействие с гражданами и организациями через цифровые каналы взаимодействия в режиме реального времени без посредников.

Текущий статус

Удобное для жителей взаимодействие с городом -единый портал mos.ru:

  • 43 сайта ОИВ перенесены на единый mos.ru
  • Интегрированы все электронные гос.услуги, Автокод, Электронный атлас
  • Более 40 млн уникальных посещений в 2017г
  • 260 млн. успешных обращений за электронными гос.услугами

По состоянию на конец 2017 года пользователями электронных городских услуг и сервисов являются 6,5 млн. граждан и более 21,3 тыс. юридических лиц.

Единый контакт центр:

  • Объединены диспетчерские службы
  • 24 млн телефонных обращений обработано с помощью системы распознавания речи

Единая мобильная платформа:

  • 2,6 млн пользователей мобильных приложений Правительства Москвы
  • 1 место в рейтинге развития информационного общества

Государственные услуги и сервисы:

  • Более 15,7 млн обращений на получение ЕПД в электронном виде
  • Более 4 млн обращений на передачу показаний электросчетчиков
  • Более 34,6 млн обращений по передаче показаний приборов учета воды

Портал «Наш Город»:

  • 839,2 тыс. сообщений опубликовано
  • 722,3 тыс. сообщений признано (95%)
  • 710,8 тыс. сообщений устранено (98%)
  • 130 тыс. нарушений по содержанию дворов и дорог автоматически
  • зафиксировано и направлено ответственным за их устранение (ЦАФАП)

Автоматизирован расчет за капитальный ремонт объектов в собственности города Москвы.

Общая посещаемость семейства порталов mos.ru и мобильных приложений Правительства Москвы составила 629 млн. посещений, в т.ч. 252 млн посещений – посещаемость официального портала Мэра и Правительства Москвы mos.ru. Число уникальных пользователей – 41 млн.

Количество посещений портала Открытых данных (data.mos.ru) за 2017 год составило более 3,5 млн На портале было раскрыто 75 новых наборов данных и 16 справочников.

В 2017 году «Активный гражданин» отметил трехлетие. Количество участников проекта «Активный гражданин» в 2017 году достигло почти 2 млн человек. Среднее количество голосующих по городским вопросам – 220 тыс. пользователей, а максимальное количество голосов в общегородском голосовании составило 337,5 тысяч.

Цели направления

Цели:

  • Вовлечение граждан в процессы управления Москвой посредством платформы цифровой демократии
  • Повышение эффективности и прозрачности системы государственного управления города Москвы за счёт применения аналитики Больших городских данных, Искусственного интеллекта и других цифровых технологий
  • Развитие системы городского управления, основанной на технологиях Искусственного интеллекта, аналитики Больших данных и других цифровых технологий
  • Развитие системы государственного управления, ориентированного на результат для граждан и бизнеса
  • Повышение эффективности системы государственного управления города Москвы

Задачи:

  • Реализация стратегии через развитие системы городского управления, основанной на технологиях Искусственного интеллекта и Больших данных, системах предиктивной аналитики;
  • Реализация концепции «Правительство как платформа», в т.ч. с учетом подходов по управлению жизненным циклом «цифрового двойника» москвича;
  • Формирование городской цифровой доверенной среды, которая позволит оказывать новые государственные и коммерческие услуги на основе цифровых технологий;
  • Развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы города Москвы.

Показатели направления

Содержание данного раздела носит предварительный характер

  • XХ городских решений принимается на основе принципов «Город, управляемый данными»
  • ХX% измеряемых показателей, с помощью которых отслеживается эффективность решений и принимаемых мер
  • ХX% данных, которые систематически собираются и анализируются

Стратегический подход

Обеспечить принципы цифрового правительства:

1. Открытость и прозрачность

Все процессы городского управления находятся на виду – в режиме реального времени любой гражданин может ознакомиться с городскими решениями и возможностями на портале mos.ru, в городских приложениях, на городском портале открытых данных. Москвич в любой момент может посмотреть, когда ожидается запланированный капитальный ремонт вашего дома и сколько на это выделено денег, получить открытые городские данные по интересующей тематике. Город публикует в открытом доступе городские данные на городском портале открытых данных.

2. Цифровая демократия 

Цифровые дебаты в режиме реального времени, цифровое голосование, сбор мнений, участие москвичей в управлении городом - голосования, обсуждение городских проблем на цифровых платформах электронных референдумов и обратной связи с жителями города Москвы, в краудсорсинг-проектах города Москвы открыты и доступны для всех в режиме реального времени, доступны с любых пользовательских устройств.

Строить ли рядом с домом парк? Вырубать ли лес ради нового торгового центра? Москвич может оставить свое мнение, обсудить этот вопрос и отследить принятие решения, может инициировать к обсуждению актуальные для него вопросы.

3. Простота и надежность 

Все форматы документов, интерфейсы взаимодействия граждан и государственных органов Москвы стандартизированы, электронные помощники помогают во взаимодействии. Гражданин может быть уверен, что цифровые документы не потеряются, так как хранятся в единой защищенной базе данных и доступны по единому идентификатору пользователя. 

4. Доступность

Доступность государственных услуг, сервисов, данных в электронном виде в режиме реального времени (всегда онлайн: 365/7/24, через любые цифровые каналы, с любых пользовательских устройств). Даже если москвич не можете выйти из дома, он активно участвует в жизни города, может оформить любые документы без нотариусов и посредников, получить государственные услуги. 

5. Персонализация

Государственные услуги и сервисы в электронном виде предоставляются персонализированно и в нужное время, с учетом постоянно обновляющегося профиля гражданина (аналитика на основе использования технологий Больших данных и Искусственного интеллекта).

6. Экологичность 

Решение всех городских задач учитывает экологическую составляющую.

Цифровое государственное управление представляет собой комплексный набор организационных, регулирующих и технологических мер, это не только набор данных, программного обеспечения и оборудования. Цифровое правительство включает как цифровые, так и аналоговые элементы:

Цифровые элементы:

  • Цифровые данные и базы данных;
  • Цифровые платформы;
  • Цифровое интерактивное взаимодействие (обмен данными и документами);
  • Цифровая идентификация;
  • Информационный портал и портал услуг, городские приложения;
  • Цифровые каналы взаимодействия;
  • Кибербезопасность и конфиденциальность;
  • Цифровые отраслевые решения;

Аналоговые элементы:

  • Законодательство и нормативные документы;
  • Управление изменениями;
  • Политическая воля.

В цифровом правительстве реализованы следующие принципы управления и предоставления государственных услуг:

1. Цифровые по умолчанию

Принцип «Цифровые услуги по умолчанию» используется для перепроектирования и реинжиниринга административных процессов при предоставлении услуг по цифровым каналам с целью извлечения из этого максимальной эффективности и продуктивности. Это переход к пониманию того, что в ближайшем будущем всё большая доля услуг будет предоставляться в цифровой форме. Необходимо оказывать помощь тем, кто не может получить доступ к цифровым сервисам - в этой связи МФЦ рассматриваются не как альтернативный канал предоставления услуг, а как место оказания гражданам помощи в осуществлении цифровых транзакций.

2. Платформонезависимость и ориентация на мобильные устройства

Проектирование услуг цифрового правительства с учетом необходимости обеспечения постоянного доступа через различные цифровые каналы, с любых пользовательских устройств, с использованием любых операционных систем и веб-браузеров. Совместное и повторное использование ранее предоставленных данных, а также единый сервис сквозной идентификации. Бесшовный переход пользователя с одного устройства на другое при получении государственных услуг. Профиль и история доступны с любых устройств.

3. Проектирование услуг, ориентированное на пользователя

Проектирование с ориентацией на пользователя отражает потребности широкого круга граждан. Клиентоориентированный подход подразумевает индивидуализированные услуги с высокой степенью персонализации и детальным пониманием нужд пользователей, в основе которых не только полнота собранных о них данных и аналитические инструменты выявления их предпочтений и желаний, а также и большое количество данных, полученных с помощью устройств Интернета вещей о жизненных обстоятельствах людей и среде, в которой они живут.

Принципы проектирования цифровых услуг исходя из первоочередных потребностей пользователей. Проектирование, основанное на исследованиях и аналитике, акцент на восприятии услуг пользователем. «Альфа» и «бета»-сервисы для проверки проектных решений на фокус-группах.

4. Цифровые от начала до конца

Электронные услуги должны иметь не только цифровой интерфейс для пользователя, но и цифровой базис – обеспечение предоставления услуг внутри ведомств должно быть также в цифровом виде. Полностью цифровой административный процесс. Использование технологий Больших данных и Искусственного интеллекта для определения сценариев запуска цифровых процессов предоставления услуг, идентификация заявлений с высоким уровнем риска, инициация изменения процедур на основе статистики обращений.

Физический результат предоставления государственных услуг полностью заменен на цифровой результат.

Интероперабельные межведомственные системы, машинное обучение и Искусственный интеллект, отсутствие бумажного документооборота и консультирования с другими государственными учреждениями, полностью цифровая модель коммуникаций при предоставлении государственных услуг.

5. Правительство как платформа

Стратегия цифрового правительства предусматривает разнообразные модели взаимодействия с использованием цифровых платформ, в которых разрешается и поощряется участие сервисов и приложений третьих сторон в цепочке предоставления услуг. Это стимулирует инновации в области предоставления услуг, позволяет реализовать дифференцированный подход, и фокусирует внимание на максимальной результативности гражданских и государственных служб независимо от использования правительственного интерфейса или интерфейса верифицированных третьих сторон. Сформирована витрина по реализации услуг и контента, в т.ч. с использованием механизмов передачи интерфейсов программирования приложений третьим сторонам.

Предоставление доступа к интерфейсам программирования государственных приложений доверенным посредникам открывает возможности для создания частным сектором и предпринимателями новых услуг, снижает нагрузку на правительство и расходы на его функционирование, повышает эффективность.

Проект стратегии "Умный город" 2030.pdf (проект, май 2018)

cкачать

Карточки стратегических инициатив.pdf (проект, май 2018)

cкачать

Реестр комментариев.pdf (май 2018)

cкачать
Следите за обновлениями

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Tilda Publishing
© 2018, Специальный проект ICT.Moscow
При поддержке Правительства Москвы