Компания «Ростелеком» и «Акселератор ФРИИ» представили обзор развития умных кампусов в России и мире. Работа состоит из описания практик, сравнительного анализа российских вузов и трендов цифровизации университетской инфраструктуры. Исследователи также систематизировали цифровые решения по семи направлениям и выделили универсальные компоненты для умного кампуса.
Обзор основан на анализе 25 российских кампусных проектов, реализуемых до 2030 года, и больше 50 зарубежных примеров. Использовались данные статистических агентств, консалтинговых отчетов, информация из пресс-релизов и СМИ, а также экспертные мнения. Под умным кампусом в работе понимается концепция современного университетского городка, где все системы и подразделения функционируют как единое целое, с должным техническим и технологическим контролем.
Ключевые выводы:
- в России до 2030 года планируют построить не меньше 25 современных кампусов. 27 из 28 кампусов находятся в стадии проектирования и строительства;
- кампус ДВФУ называется лучшей практикой госпрограммы «Приоритет 2030». В нем создан комплекс умных устройств, разработана цифровая платформа управления имущественным комплексом и пользовательскими сервисами «Умный кампус»;
- как считают авторы, регуляторика все чаще учитывает необходимость сопряжения кампусной инфраструктуры с системами умного города, электронными госуслугами, здравоохранением и транспортом;
- больше 60% российских государственных университетов ограничены базовой ИКТ-инфраструктурой. Вузы-флагманы, такие как НГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Университет ИТМО, демонстрируют пилотные умные компоненты. Подавляющее большинство кампусов еще не подключили инженерные системы к цифровым платформам управления;
- суперкомпьютеры, металл-принтеры и VR-лаборатории представлены в 10–20% университетов в крупных федеральных центрах. Собственный цифровой двойник кампуса с BIM-моделью и ситуационным центром есть только у ДВФУ и в проектах новых кампусов;
- в рейтинге вузов, участвующих в программе «Приоритет 2030», самую высокую оценку получили Университет Иннополис (Казань) и Университет ИТМО (Санкт-Петербург). Аналитики считают, что у них «очень высокая» степень цифровизации. Далее следуют три вуза с «высокой» степенью цифровизации — МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва), ДВФУ (Владивосток) и НГУ (Новосибирск);
- исследователи приводят семь компонентов умного кампуса. Среди них — гибридные форматы с равным доступом к очным и онлайн-лекциям, использование интернета вещей (IoT) для управления инфраструктурой, умного освещения, безопасности и в других целях, сети 5G и OpenRAN. Также к компонентам относятся использование ИИ для персонализации обучения и анализа данных, VR, AR и робототехнические комплексы для практической подготовки;
- как считают авторы обзора, Россия догоняет другие страны в развитии кампусов, но разрыв в зрелости сохраняется. Основными проблемными местами называются разрозненность внедряемых сервисов, отсутствие единой экосистемы, а также медленное внедрение высокоскоростных беспроводных сетей, что сдерживает развитие IoT-систем. Кроме этого, отмечается слабое развитие роботизации и редкое использование продвинутой аналитики и больших данных;
- исследователи определили шесть трендов цифровизации университетской инфраструктуры. Это внедрение игровых форм в образовательный процесс, непрерывность образования, переход к моделям умного кампуса с IoT, развитие онлайн-форм обучения. Также отмечается внедрение Big Data, AR, VR, симуляторов и интеллектуальных тренажеров, использование ИИ для генерации заданий, их оценки и самопроверки. Кроме этого, авторы обращают внимание, что мобильные устройства становятся основным инструментом в EdTech.