Компания Accenture провела опрос среди 2 тыс. топ-менеджеров крупных компаний из 15 стран мира о том, как организации применяют ИИ и к каким результатам это приводит. Исследование проводилось с июня по июль 2024 года, в нем приняли участие представители различных областей — от страхования до энергетики и от ритейла до медиа.
Авторы публикации в первую очередь уделили внимание тому, как компании подходят к разработке стратегий в сфере ИИ, какие средства на его развитие выделяют и с какими вызовами при этом сталкиваются.
Ключевые выводы:
- среди всех опрошенных компаний лишь 8% являются лидерами (Front-Runners), активно и успешно использующими ИИ, 7% — догоняющими (Fast-Followers), 43% — на этапе активного развития, а 42% — все еще находятся на стадии экспериментов с ИИ;
- 34% компаний уже масштабировали хотя бы одну стратегическую инициативу в области ИИ — то есть успешно внедрили важный ИИ-проект, влияющий на ключевые бизнес-функции. Эти компании тратят 51% своего ИТ-бюджета на облачные технологии и ИИ, тогда как те, кто не масштабировал ни одной такой инициативы, выделяют лишь 45%;
- 70% компаний признали, что для масштабирования решений на основе искусственного интеллекта им необходимо создать прочную и качественную базу данных;
- компании, которые внедрили и расширили хотя бы одну стратегическую ИИ-инициативу, в три раза чаще добиваются возврата инвестиций (ROI), превышающего их собственные ожидания, по сравнению с теми, кто не внедрял такие инициативы;
- независимо от текущего уровня зрелости, компании, уже работающие с генеративным ИИ, в среднем ожидают в течение 18 месяцев следующие результаты: рост производительности на 13%, рост выручки на 12%, улучшение клиентского опыта на 11% и снижение затрат на 11%;
- лидеры чаще получают активную поддержку CEO и совета директоров в вопросах инвестиций в ИИ — 19% против 5% у догоняющих. Также лидеры чаще интегрируют стратегию, технологии и процессы ИИ в единую согласованную систему (59% против 36%);
- в процессе внедрения ИИ лидеры в четыре раза чаще обращают внимание на культурные барьеры в организации, в три раза чаще выстраивают стратегию управления талантами и прозрачной коммуникации и в два раза чаще предлагают сотрудникам обучающие программы по ИИ;
- в развитии ИИ-компетенций у сотрудников, включая обучение и привлечение инженеров, разработчиков и специалистов по ИИ, лидируют догоняющие компании: 96% из них целенаправленно работают в этом направлении по сравнению с 88% у лидеров;
- 65% лидеров обладают высоким уровнем навыков в использовании автономных ИИ-агентов, адаптированных под задачи конкретной отрасли, в то время как среди догоняющих этот показатель составляет 50%. Также лидеры лучше формулируют и измеряют бизнес-ценность своих ИИ-инициатив;
- в 2023 году лидеры показали заметно лучшие финансовые результаты: их выручка росла в среднем на 7 п. п. быстрее, а доходность капитала до налогообложения превышала аналогичный показатель остальных компаний на 4 п. п.