logo ict.moscow
logo ict.moscow

ГлавнаяЛента

эксклюзив

Роль ИИ в развитии крупнейших российских экосистем

28 августа 2020|
3696

ICT.Moscow во вторник опубликовал обзор направлений развития трех экосистем — Яндекса, Сбербанка и Mail.ru Group. Мониторинг включает анализ 242 публикаций с ноября 2019 года по август 2020 года.  Один из выводов обзора — направления развития такой бизнес-модели во многом определяются профилем родительской компании, вокруг которой строится экосистема.

Значительная доля приходится на публикации о применении искусственного интеллекта, а также о голосовых помощниках, робототехнике и беспилотниках. Так, у Сбербанка насчитывается порядка 32 упоминаний разных технологий ИИ из 86 вошедших в мониторинг публикаций, у Яндекса — 25 из 81, у Mail.ru Group — 18 из 75.

К направлениям применения ИИ, которые встречаются чаще других, можно отнести голосовых ассистентов и другие системы обработки и синтеза речи, беспилотный транспорт, биометрические системы.

 

Сбербанк: совместное развитие ИИ

Сбербанк в информационной повестке представлен преимущественно совместной работой с другими компаниями: либо в рамках СП (Cognitive Pilot, Mail.ru Group), либо в контексте с входящими в его экосистему компаниями (ЦРТ, VisionLabs). Впрочем, Сбербанк параллельно начал развивать собственные практики работы с ИИ. В том числе это связано с запуском суперкомпьютера «Кристофари»: в марте его облачная платформа AI Cloud была аттестована для работы с персональными данными.

В разгар пандемии COVID-19 Сбербанк активно включился в повестку: с марта по июль включительно обнаружено 11 публикаций, связанных с темой коронавируса. В 5 случаях упоминался искусственный интеллект. В том числе компания разработала собственную ИИ-модель диагностики COVID-19 и предоставила регионам бесплатный доступ к ней.

На данный момент главный сегмент ИИ, который практически не охвачен Сбербанком (что демонстрируют найденные материалы), — голосовые ассистенты. В экосистему банка входит компания ЦРТ, которая ведет разработки в сфере обработки естественного языка (NLP), однако собственного аналога «Алисе» или «Марусе» у Сбербанка пока не появилось.

Зато в области беспилотного транспорта компания работает весьма активно, развивая сразу два направления. Одно — Cognitive Pilot, совместное предприятие с Cognitive Technologies, о создании которого стало известно в ноябре. Всего полгода у компаний ушло на то, чтобы начать промышленное внедрение беспилотных систем в сельскохозяйственную технику. Второе направление — собственная разработка, о которой пока ничего не известно: только то, что соответствующие разработки ведутся.

 

Яндекс: работа во всех направлениях

Яндекс, напротив, самостоятельно развивает собственные ИИ-проекты, крайне редко вовлекаясь в совместные предприятия. В 2020 году он завершил сотрудничество со Сбербанком, разделив сервисы Яндекс.Деньги и Яндекс.Маркет. Впрочем, есть и исключения: Яндекс и NVIDIA объявили о совместной поддержке ИИ-стартапов в акселерационных программах друг друга. 

В целом компания стремится самостоятельно масштабировать свои разработки и сервисы. Например, в том году Яндекс запустил облачную среду для разработки моделей машинного обучения. Этот ход направлен на вовлечение сторонних разработчиков в собственную экосистему, значительная часть которой построена на технологиях искусственного интеллекта.

В целом нельзя назвать ни одного направления ИИ, в котором Яндекс так или иначе сегодня не развивался бы. О голосовом помощнике «Алисе» было не так много заметных новостей: в рамках мониторинга были отобраны две. В ноябре 2019 года она впервые научилась разговаривать на иностранном языке — турецком. А в начале года разработчик еще сильнее интегрировал «Алису» в собственную экосистему, добавив возможность вызова Яндекс.Такси с ее помощью.

Впрочем, основным направлением работы, по словам руководителя компании Аркадия Воложа, является беспилотный транспорт. С ноября 2019 по август 2020 год было как минимум 9 важных для компании новостей, причем по двум направлениям беспилотников. Первое — беспилотные автомобили (было представлено четвертое поколение, а также машины компании вошли в мировой топ-3 по пробегу). Второе — робот-курьер Яндекс.Ровер, о тестировании которого сообщили в ноябре, а в апреле он уже был запущен в коммерческую эксплуатацию в «Сколково».

 

Mail.ru Group: ИИ через соцсети

Mail.ru Group по части развития собственных сервисов совмещает оба подхода — и Сбербанка, и Яндекса. Однако с точки зрения интеграции ИИ модель работы компании напоминает скорее Яндекс. По аналогии с конкурентом, Mail.ru Group в последнее время активно работает в области голосовых помощников: в конце 2019 года была представлена, а в апреле 2020-го поступила в продажу умная колонка «Капсула» с ассистентом «Марусей».

Главным отличием Mail.ru Group от конкурентов является то, что компания в центр своей экосистемы ставит социальные сети (о чем говорится в стратегии развития). Поэтому неудивительно, что и здесь компания начинает активно применять искусственный интеллект. Так, с «Капсулой» планируется интегрировать голосовые звонки «ВКонтакте» и несколько других сервисов. А в «Одноклассниках» (обе соцсети принадлежат Mail.ru Group) в марте была запущена функция восстановления профиля с помощью технологии распознавания лиц.

Как и Яндекс, Mail.ru Group присутствует во всех технологических стеках искусственного интеллекта, но за одним большим исключением. Беспилотный транспорт пока отсутствует в повестке Mail.ru Group, и планы компании по развитию этого направления пока неизвестны.

 

* * *

Дополнительно стоит отметить, что все три компании ожидаемо развивают направление научно-технической деятельности. В декабре они подписали этический кодекс по работе с большими данными, а за месяц до этого сообщалось о планах создать альянс по развитию искусственного интеллекта. Также компании вкладываются в образование в этой области, заключая партнерства по подготовке профильных специалистов: например, Сбербанк и НИТУ «МИСиС» или Яндекс и Университет ИТМО

В целом роль искусственного интеллекта в российских экосистемах соответствует общим тенденциям ИТ-рынка. В начале года ICT.Moscow выяснил, что большинство крупных мировых аналитических компаний (включая Gartner, IDC и KPMG) называли ИИ одним из ведущих трендов. Сегодня активное применение ИИ Сбербанком, Яндексом и Mail.ru Group наглядно демонстрирует, что аналитики были правы: сервисы с использованием ИИ действительно прочно входят в жизнь бизнеса и конечных потребителей.

 


Общий обзор развития российских экосистем с ноября 2019 по август 2020 года можно изучить в этой статье

Самостоятельно проанализировать исходные данные можно в общем мониторинге публикаций СМИ об экосистемах (PDF), а также в таблице с сервисами и продуктами (XLS).

Чтобы поделиться мнением о роли искусственного интеллекта в экосистемах, пишите на hello@ict.moscow

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая платформа о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.

Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0

При поддержке Правительства Москвы