Искусственный интеллект (ИИ) остается одним из наиболее заметных технологических трендов в мире, о чем свидетельствуют, в частности, регулярные отчеты Gartner и McKinsey. В России технология также является востребованной: IDC отмечал рост рынка ИИ в 2020 году до $291 млрд, а проведенное в прошлом году исследование НИУ ВШЭ показало, что почти каждое третье крупное предприятие в России (где работает более 10 тыс. человек) использует ИИ. Также технология несколько лет остается самой обсуждаемой в российских СМИ.
Однако в российской индустрии ИИ есть аспект, который подробно не изучался: кто именно занимается разработкой искусственного интеллекта. По данным карты airussia.online, в 2020 году таких компаний в России насчитывалось более 400. ICT.Moscow в 2021 году провел опрос среди российских ИИ-команд, чтобы попытаться всесторонне изучить их профиль и ответить на вопросы: кто стоит за отечественными ИИ-проектами, откуда в них приходят, как и где команды реализуют свои решения, с какими барьерами сталкиваются, в какой поддержке нуждаются.
В исследовании приняли участие три типа российских ИИ-команд: разработчики искусственного интеллекта, крупные компании с внутренними ИИ-подразделениями, некоммерческие организации. Всего были опрошены 106 команд, в том числе: служба компьютерного зрения Яндекса, Sber AI, Sber Med AI, VK Цифровые технологии (ранее Mail.ru Цифровые технологии), Группа компаний ЦРТ, ABBYY, Care Mentor AI, «Третье Мнение», Celado.ai, Just AI, Cleverbots, EORA, EMIIA.AI, DeepPavlov, «Наносемантика», «Сколтех», Агентство Искусственного Интеллекта, НИУ ВШЭ, Новосибирский государственный университет, Университет Иннополис и др.
По данным опроса, возраст руководителей ИИ-команд — преимущественно от 25 до 44 лет (76%). В большинстве случаев менеджеры владеют высшим образованием, нередко (37%) — двумя или более. Преимущественно они владеют технической специализацией (74%), но также сравнительно часто, в 10% случаев, руководители получали и бизнес-образование. Только в 9% случаев позицию руководителя ИИ-проекта занимает женщина.
Для сравнения, в Великобритании в 24% компаний, работающих с искусственным интеллектом, позицию CEO занимает женщина, а у 45% таких компаний есть женщины в числе сооснователей (по данным совместного анализа 2019 года Crunchbase и Tech Nation UK). Если же говорить про гендерное соотношение на глобальном уровне, то, согласно отчету Всемирного экономического форума Global Gender Gap Report 2021, доля женщин в области «Данные и ИИ» в 2018-2021 годах стабильно составляла 32,4%.
Предыдущий опыт работы руководителей российских ИИ-команд примерно в равных долях предполагает работу в крупных корпорациях (32%) или ведение собственного бизнеса (31%). Даже несмотря на глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19, большинство респондентов положительно оценили свой опыт руководства ИИ-проектами: 69% отметили, что ранее не имели негативного опыта.
Исследование показало, что на рынке в 2021 году присутствовали преимущественно зрелые ИИ-компании, существующие по крайней мере три года или больше (таких в общей сложности 82%). Тех же, кому был год или менее, среди респондентов всего 6%.
Преимущественно российские ИИ-проекты располагаются в Москве: более трети (34%) — только в столице, еще 28% — в столице и других городах. Большинство респондентов также и зарегистрированы в Москве — 59%.
Также исследование показало весьма высокую популярность формата технопарков и особых экономических зон (ОЭЗ) среди разработчиков решений с искусственным интеллектом — 49% являются их резидентами. Наиболее популярным технопарком среди респондентов оказалось «Сколково», среди других: московские («СтартХаб Москва», «Технополис «Москва», «Университетский», ИТМО, «Физтехпарк», «Отрадное») и региональные («Иннополис», ОЭЗ «Дубна», Тюменский Технопарк, «Русский») площадки.
Большинство российских коммерческих ИИ-проектов (66%) запускались на собственные средства основателей. При этом в 87% случаев в дальнейшем основатель остается владельцем основной доли компании (более 50%). Иные источники финансирования оказались гораздо менее популярными на российском рынке: внешние инвестиции при запуске получали только 30% коммерческих ИИ-проектов. В частности, к средствам стратегического инвестора обращались 12% компаний, а к венчурным фондам и акселераторам — только по 1%.
При дальнейшем развитии ИИ-проектов доля тех, кто привлекает внешние инвестиции, еще меньше: только 9%. Отчасти эти показатели могут говорить о незрелости российского инвестиционного рынка на момент проведения исследования. Так, согласно «Альманаху ИИ», 2020 год был катастрофическим для венчурной индустрии в России: инвестиции в ИИ-стартапы упали на 46% в количестве сделок и на 61% в объеме инвестиций, что авторы объясняют во многом пандемией. Доля России в объеме инвестиций в проекты в области ИИ в 2020 году составляла 0,16%.
17% респондентов отметили, что их дофинансирование происходило за счет дополнительного вливания средств основателя. Но большинство — 58% — использовали полученную за время работы выручку.
Тем не менее, нехватку средств для развития ИИ-проектов опрошенные все же отмечали: среди ключевых барьеров именно этот пункт назвали почти половина участников исследования (47%). Только 16% не испытывали трудностей из-за финансовых барьеров. При этом такие инструменты как кредиты компании в абсолютном своем большинстве не рассматривали — в 2021 году 92% не собирались их брать.
Еще одна черта, свойственная большинству российских ИИ-проектов, — нацеленность на бизнес как основного клиента. К сектору B2B свою продукцию отнесли 97% участников опроса. Для потребительского рынка, по данным опроса, были предназначены продукты менее половины разработчиков (41%). Почти три четверти респондентов (74%) рассказали о наличии ИИ-проектов в высокой степени готовности, которые хотели бы протестировать в городе.
Наиболее популярными направлениями применения технологий ИИ стали: медицина, ритейл и e-commerce, транспорт и логистика, следом за которыми с равными долями расположились энергетика с промышленностью и образование. Эти данные соотносятся с результатами проведенного ICT.Moscow анализа 170 новых мировых практик применения искусственного интеллекта, реализованных с сентября 2020 года по июнь 2021 года. В числе приоритетных направлений тогда стали медицина, ритейл и e-commerce, промышленность и энергетика, логистика и транспорт.
На глобальном уровне, согласно исследованию Grand View Research 2021 года, первое место по применению ИИ занимал сегмент рекламы и СМИ. При этом аналитики прогнозировали, что к 2028 году лидирующую позицию займет именно сегмент здравоохранения, который уже в 2021 году, судя по результатам исследования ICT.Moscow, является одним из основных приоритетов разработчиков из России.
Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений (ИСППР) с отрывом заняли первую строчку среди функциональных направлений, по которым всего занимаются в России разрабатываются ИИ-решения. На втором месте — виртуальные помощники и чат-боты, на третьем — видеоаналитика, далее следуют биометрия и беспилотники.
Авторы «Белой книги» Минэкономразвития, посвященной развитию высокотехнологичных направлений, которая была опубликована в феврале этого года, отмечают, что в области рекомендательных систем и ИСППР российские продукты удерживали паритет с мировыми разработками. При этом, согласно оценкам объема сегментов мирового рынка ИИ, приведенным в том же документе, в топ вошли также беспилотный транспорт, биометрические системы, интеллектуальные виртуальные ассистенты.
Многие респонденты называли свои решения уникальными, причем не только внутри страны, но и на глобальном уровне. Лишь 14% видели существенную конкуренцию со стороны зарубежных разработчиков, а 32% заявили, что их разработки в принципе не имеют аналогов на международном рынке. Большинство ИИ-разработчиков (78%) отметили, что их авторские права на ИИ-разработки защищены (в том числе с помощью патентов).
Разработка решений с искусственным интеллектом — наукоемкая сфера, что подтвердилось результатами исследования ICT.Moscow. Наиболее востребованной мерой поддержки со стороны государства стала поддержка исследовательских ИИ-проектов (так ответили 65%), а также финансирование перспективных проектов (61%).
Еще одна острая для ИИ-разработчиков проблема (о ней, как и о недостатке финансирования сказали 47% респондентов) — нехватка квалифицированных кадров. Составители «Альманаха ИИ» оценивали постоянный кадровый дефицит на рынке труда в 2020 году в 5 тыс. человек. Эксперты подчеркивали, что из почти 50 тыс. выпускников по специальностям, имеющим отношение к ИИ, необходимыми навыками обладают лишь около 2 тыс. человек. Представители отрасли, с которыми ранее ICT.Moscow обсуждал эту тему, также отмечали проблемы в этой сфере — например, завышенные предложения от лидеров российского рынка.
Около трети участников исследования ICT.Moscow в числе острых проблем называли отсутствие постоянного спроса со стороны заказчиков и низкую зрелость ИИ-отрасли. На проблему отсутствия спроса в сфере искусственного интеллекта указывали и авторы «Белой книги» Минэкономразвития: «Российские разработчики в партнерстве с научными организациями уже сегодня способны создавать продукты и сервисы мирового уровня. Вместе с тем для ускоренного развития ИИ-индустрии необходимо обеспечить стимулирование спроса со стороны секторов-потребителей».
По меньшей мере 34% разработчиков сталкивались с тем, что у потенциальных потребителей нет доверия к ИИ-решениям. Это характерно не только для России: в Global AI Adoption Index 2021 от IBM первым из трех препятствий для внедрения ИИ называлась нехватка знаний об ИИ и экспертизы в этой области.
Среди технологических барьеров для своих проектов ИИ-разработчики называли отсутствие доступных данных и нехватку вычислительных мощностей. Проблема данных являлась актуальной на протяжении нескольких лет — эксперты говорили о ней еще в 2020 году. Причем их недоступность — не единственная сложность: сегодня специалисты также отмечают недостаточную чистоту и достоверность данных для обучения алгоритмов.
Есть и альтернативные мнения: 17% респондентов уже не считают нехватку данных существенной проблемой, а около трети (31%) убеждены, что под каждый проект нужно собирать собственный датасет, который в полной мере учитывал бы специфику задач. То есть отсутствие данных — это не проблема, а естественная задача, которую надо решить в рамках конкретного ИИ-проекта.
На момент проведения опроса для большинства отечественных ИИ-команд (85%) ключевым рынком сбыта являлась Россия, причем большую долю среди них (65%) занимала Москва. Ранее в интервью ICT.Moscow главный аналитик Центра искусственного интеллекта МФТИ Игорь Пивоваров отмечал, что российский внутренний рынок «объективно маленький» и сравнивал его с Китаем, где компании «в первую очередь зарабатывают деньги на внутреннем рынке». Согласно прогнозам аналитиков MarketsandMarkets, объем мирового рынка искусственного интеллекта должен был вырасти с $58,3 млрд в 2021 году до $309,6 млрд к 2026 году.
В рамках исследования ICT.Moscow сравнил приоритеты компаний в 2020 году с их планами на 2021-й. В условиях пандемии COVID-19 самыми заметными стали планы по выходу на зарубежные рынки — этот показатель вырос почти вдвое, с 31% в 2020 году до 60% в 2021. Немного снизились ожидания только в плане разработки новых ИИ-продуктов — с 60% до 58%.
Также в период пандемии выросла актуальность ИИ-разработок и появились новые возможности — об этом сообщила треть (33%) опрошенных ICT.Moscow ИИ-команд. При этом 29% респондентов сказали, что COVID-19 почти никак не повлиял на их проект, хотя для 27% он привел к замедлению многих процессов в компании.
О преобладании позитивного и нейтрального влияния кризиса, вызванного пандемией COVID-19, на предложение сервисов с ИИ говорили аналитики НИУ ВШЭ. Мощное влияние пандемии на развитие искусственного интеллекта отмечалось и ранее. На это однозначно указывали как глобальные исследования, так и эксперты из российских компаний ИИ-сферы (Сбербанк, ЦРТ, Smart Engines, VisionLabs, Just AI, «Третье мнение», EORA), с которыми ICT.Moscow обсуждал этот вопрос в конце 2020 года.
Исследование ICT.Moscow проводилось в 2021 году и позволило зафиксировать состояние отрасли на тот момент. В связи с политическими и экономическими изменениями, которые произошли в феврале в России, оценка эффектов на отечественную индустрию ИИ будет и дальше изучаться ICT.Moscow. Поделиться текущими прогнозами можно в опросе, запущенном в Telegram-фиде ICT.Moscow.
ICT.Moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.