ГлавнаяЛента

Статьи

Технологии в HR: опыт российских компаний

17 июня 2019, 13:30|
5766

 

Рынок технологий в области управления персоналом (или HR Tech) активно развивается. При этом по данным исследования Coleman Services, только 4% компаний (как зарубежных, так и российских) смогли полностью автоматизировать HR-процессы.

Согласно результатам исследования компании TalentTech, совокупная емкость российского рынка сорсинга и рекрутмента по итогам 2018 года составила порядка 26,5 млрд руб. По прогнозам экспертов, при отсутствии значительных экономических потрясений в 2025 году рынок рекрутмента в России достигнет 34 млрд руб. благодаря онлайн- и технологическому сегментам рынка. 

ICT.Moscow расспросил представителей компаний об опыте использования цифровых сервисов и систем в работе кадровых отделов, о том, какие для этого продукты используются, о трендах в HR Tech и реакции кандидатов на звонки рекрутеров-роботов.

HR-подразделения применяют широкий спектр решений и в работе с кандидатами, и в работе с сотрудниками. В основном компании используют готовые рыночные продукты, хотя многие занимаются самостоятельной разработкой с учетом своих специфических нужд.

 


Сферы применения

Опрошенные называли разные области работы с персоналом, в которых технологии помогают упростить процессы. Помимо непосредственно рекрутинга, это может быть и обучение (благодаря LMS, системам управления обучением), и, например, проведение опросов и получение обратной связи от сотрудников.

 

Бумажные резюме, записи в Excel-таблицах, ручной поиск на массовые вакансии — все это уходит в прошлое. Рекрутеры работают с умными системами, которых за последние годы, к счастью, стало значительно больше. Автоматизация настолько ускоряет процесс подбора, что уже сложно представить, как можно было работать без этого. Помимо скорости немаловажным фактором считается прозрачность: руководители отделов хотят понимать, как ведется подбор, сколько резюме было отсмотрено за день и как много рекрутер назначил встреч.

Ольга Ковардакова
Ольга Ковардакова

директор по работе с персоналом «Инфосистемы Джет»

С помощью обучения мы закладываем в людей нужные знания, навыки и установки, чтобы в конкретных ситуациях они вели себя определенным образом. В этом смысле современная платформа для обучения сотрудников должна способствовать достижению основной бизнес-цели: увеличению производства продукта или услуги компании.

Артем Маслов
Артем Маслов

основатель компании Unicraft 

Появляются интересные платформы для проведения опросов по вовлеченности и мотивации. Как правило, сами методики, лежащие в основе исследования, не меняются, а дополнительная ценность появляется за счет возможности легко подстраивать частоту опросов под удобный для организации ритм умной аналитики. Она позволяет быстро строить наглядные дашборды, автоматически подсвечивая при этом те нюансы, которые ранее могли оставаться незамеченными. Правда, по-прежнему остается неизменной старая проблема — как убедить работников в том, что опросы и правда анонимные и бояться их не нужно.

Георгий Старосельский
Георгий Старосельский

специалист по внутренним коммуникациям ДИТ Москвы 

В Skyeng используют HR-технологии для оценки вовлеченности сотрудников. В компании работают регулярные пульс-опросы на базе Happy Job, так руководители каждые две недели получают актуальную информацию по опросам работников по отделам и командам. 

А в «Лаборатории Касперского» есть интерактивный механизм для расчета бонусов сотрудников, занимающихся продажами.

 

Для оптимизации работы со специалистами по продажам «Лаборатории Касперского» по всему миру мы реализовали решение для автоматизированного расчета бонусов – на портале, в котором живет корпоративная отчетность. Оно реализовано как одно окно для сотрудника. С помощью этого решения sales-специалист может посмотреть свою эффективность с точки зрения достижения целей по продажам и соответствующий размер премии за это.

Юлия Мясникова

руководитель центра экспертизы по управлению персоналом «Лаборатории Касперского»

В JungleJobs обращают внимание на то, что, несмотря на активное использование технологий в рекрутинге, еще остаются области, до которых цифровизация еще не добралась. 

 

Рынок труда — это рынок кандидатов, а их сложно найти. Далеко не все доходят до работных сайтов или других digital-решений. Где и как его найти? Роботизация решает проблему автоматизации процессов рекрутинга, но на самом деле должна решать проблему поиска кандидата. Это принципиально иной подход.

Евгения Дворская
Евгения Дворская

основательница маркетплейса для рекрутеров JungleJobs и HR-робота Sever.AI 

 


Опыт использования

Компании назвали платформы, которые активно используют в своей практике. В них числе — московские IWU и Potok, а также питерский Friendwork.

 

Наша команда использует в своей работе достаточно известный сервис по автоматизированию сбора резюме — Friendwork. Функционал сервиса больше, чем сбор резюме, и компании могут использовать функции работы с почтой, уведомлениями и др. Мы выбираем Friendwork для аккумулирования базы с минимальными временными затратами. Цель внедрения HR Tech как и в любой другой отрасли — сократить временные и финансовые издержки.

Антон Дурнецов
Антон Дурнецов

основатель кадрового агентства BG Staff

Для автоматизации рекрутмента мы используем платформу Potok, сервис управления производственными процессами Kaiten помогает нам в приоритизации задач. Кроме того, есть специализированное ПО для проведения видеоинтервью и удобная платформа для обучения сотрудников.

Ирина Филякина
Ирина Филякина

руководитель HR-отдела хостинг-провайдера REG.RU

HR-технологии помогают быть эффективнее: мы экономим ресурсы и при этом растем по объему выполненных задач, так как автоматизируем и ускоряем рутинные операции, например, с помощью внедрения HRM-системы (у нас она самописная) или использования видео-интервью от VCV, для коммуникации используем Slack вместо почты, для оценки кандидатов-разработчиков используем автоматизированные тестовые задания на платформе IWU.

Александра Куликова
Александра Куликова

HR BP IT «Языковые инновации» (Skyeng)

 


Тренды в HR Tech

Основательница маркетплейса для рекрутеров JungleJobs и HR-робота Sever.AI Евгения Дворская выделила два тренда — автоматизацию (пусть и минимальную) и искусственный интеллект, который вызывает большой интерес, но фактически еще мало понятен для заказчиков. Она также обратила внимание на то, что на российском рынке фактическая готовность компаний-заказчиков к изменениям остается по-прежнему низкой.

Все большее применение мобильных устройств — еще один тренд, на который обращают внимание эксперты.
 

Постепенно явственнее оформляется тренд перехода в мобильные приложения, причем для всех HR-процессов, будь то обучение или онбординг. Телефон ближе, он всегда с собой, поэтому компании стараются быть ближе к человеку.

Дмитрий Пучков

руководитель сервиса по поиску массовых специалистов Smena.work компании TalentTech


 


Самостоятельная разработка или готовые решения

Заниматься самостоятельной разработкой решений в сфере HR Tech на данный момент могут далеко не все компании. Зачастую этот процесс занимает много времени и оказывается проще купить уже готовый сервис.

 

Мы предпочитаем использовать готовые рыночные решения, а собственные разработки для нужд HR ведем в рамках внутреннего портала. Стоит отметить, что развивать в техническом смысле HR-отдел в ИТ-компании очень удобно: у нас под рукой много талантливых экспертов, с которыми можно не только посоветоваться, но и попросить разработать что-то исключительно для нас.

Ольга Ковардакова
Ольга Ковардакова

директор по работе с персоналом «Инфосистемы Джет»

У нас мало компаний на рынке, которые с нуля создают продукт. К примеру, западные компании покупают решения и готовы оптимизировать свои процессы, чтобы это решение подошло и эффективно работало. Российские компании любят больше менять и переделывать продукты (даже если они тиражные), и в итоге получается совсем другой сервис, но на базе решения другой компании.

Дмитрий Пучков

руководитель сервиса по поиску массовых специалистов Smena.work компании TalentTech

Найти оптимальный вариант помогает тщательный анализ рынка. Сотрудники Skyeng, например, ищут подходящие технологии, которые затем иногда дорабатываются с поставщиком под конкретные нужды заказчика. При этом к самостоятельной разработке решений в компании прибегают нечасто.

 

Редко когда начинаем самостоятельно разрабатывать, так как наши разработчики направлены на продуктовую разработку в первую очередь, мы хотим сделать крутой продукт для пользователей. Но если все имеющиеся технологии нам не подходят по ключевым параметрам или дороже, чем при разработке нами, то пилим свое.

Александра Куликова
Александра Куликова

HR BP IT «Языковые инновации» (Skyeng)

У нас смешанный подход: мы преимущественно используем готовые продукты, но есть и внутренние разработки — например, платформа для обучения. Наши разработчики создали современную систему, которая позволяет нам самостоятельно создавать любые электронные курсы как для опытных членов команды, так и для новичков. Подобные платформы имеют многие зарубежные и российские ИТ-гиганты.

Ирина Филякина
Ирина Филякина

руководитель HR-отдела хостинг-провайдера REG.RU

 


Реакция соискателей на использование технологии

Многие компании проводят с соискателями видеоинтервью на начальном этапе собеседований. Эксперты отмечают, что такая схема взаимодействия удобна обеим сторонам. А для потенциального сотрудника этот тип интервью еще и менее стрессовый.

В компании TalentTech рассказали, что за последние несколько лет отношение соискателей к видеоинтервью значительно улучшилось и практика больше не вызывает настороженности.

 

Возьмем пример видеоинтервью: время показало, что это круто и удобно. Круто, что можно пройти первый этап собеседования в любое время без затрат на дорогу. Аналогичная ситуация и с роботами. По моим наблюдениям, к звонкам роботов относятся нормально, если заранее предупредить об этом по СМС или email-сообщением. В остальных случаях звонок робота может восприниматься как рекламный спам и вызвать отторжение.

Дмитрий Пучков

руководитель сервиса по поиску массовых специалистов Smena.work компании TalentTech

Мы проводим короткие видеоинтервью с помощью программы-робота на некоторые стартовые позиции, чтобы соискатели могли больше рассказать о себе в удобное для них время. В основном реагируют позитивно: для многих это интересный необычный опыт и возможность показать не только базовые вещи из резюме, но и ответить на неформальные вопросы.

Ирина Филякина
Ирина Филякина

руководитель HR-отдела хостинг-провайдера REG.RU

У нас очень позитивные реакции на видеоинтервью на базе VCV, кандидат оценивает это как признак, что компания продвинутая. Также кандидаты отмечают, что это экономит время на дорогу до собеседования, а также что это проявление уважения, так как не нужно рассказывать одно и тоже на двух-трех этапах собеседований.

Александра Куликова
Александра Куликова

HR BP IT «Языковые инновации» (Skyeng)

 


 

Карточки московских решений в области HR Tесh на ICT.Moscow

 


26 июня в Москве пройдет летний HR-Форум газеты «Ведомости». В рамках встречи профессионалы отрасли расскажут о главных трендах сферы эффективного управления персоналом.

Среди спикеров — представители Минэкономразвития, Минтруда, Департамента информационных технологий Москвы, а также бизнеса. Регистрация и оплата по ссылке. Для региональных участников будет доступна онлайн-трансляция.

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0