Выпуск 27 (125), с 27 по 31 июля*
На этой неделе Роскомнадзор выдал первую лицензию на оказание услуг связи пятого поколения (5G). Согласно документу, действующему до 16 июля 2025 года, МТС сможет построить сеть в диапазоне 24,25-24,65 ГГц в 83 регионах страны и начать предоставление услуг не позднее июля 2022 года. Первыми пользователями создаваемой сети 5G станут крупные предприятия и бизнес, говорят в компании.
Основанием для выдачи лицензии было решение Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 17 марта о выделении «неопределенному кругу лиц для использования радиоэлектронными средствами стандарта 5G/IMT-2020 полосы радиочастот 24,25-24,65 ГГц на территории Российской Федерации».
То есть у других операторов также есть возможность получить лицензию на развитие сетей 5G в этом диапазоне. Однако наличие лицензии не означает реального коммерческого запуска 5G и имеет ряд ограничений. Среди них — исключительно точечное покрытие, напоминают телеком-операторы. «Диапазон дает возможность лишь точечно разворачивать промышленные сети на небольших территориях – до 1-2 км. При этом на рынке сейчас нет необходимого оборудования для создания сетей в этом диапазоне», — говорят в «МегаФоне».
Это означает, что создание масштабной сети 5G в России пока невозможно, как и ранее. Во многом из-за того, что не решена ключевая проблема, связанная с отсутствием в распоряжении телеком-компаний «золотого диапазона» частот 3,4-3,8 ГГц из-за позиции силовых ведомств. Как рассказал «Коммерсанту» управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев, сейчас у Минкомсвязи нет быстрого решения по освобождению полосы в этом диапазоне для гражданского использования и появится оно скорее всего не раньше 2021 года.
Несмотря на это, сами операторы продолжают сообщать о своей готовности к запуску сетей 5G в крупных городах и тестировании технологии. Среди последних примеров — «Билайн», который начал строительство сети 5G-ready в московском метро. Аналогичную подготовку ведут и другие телеком-компании. Например в Tele2 отмечают, в метро все их базовые станции уже 5G-ready, а в МТС говорят о том, что год назад обеспечили абонентам одинаковое качество интернета в метро и наземном транспорте, завершив строительство под землей сети LTE.
Если с развитием 5G в России пока остается много вопросов, среди которых также до сих пор не утвержденная концепция Минкомсвязи по развитию 5G, то благодаря регулированию цифровых финансовых активов участники финтех-рынка уже в ближайшее время смогут получить дополнительные возможности. В частности, как пояснил ICT.Moscow советник вице-президента «Норникеля» Вадим Калухов, новый закон будет прежде всего полезен малому и среднему бизнесу.
Вадим Калухов
советник вице-президента ПАО «ГМК «Норильский никель»
О новых перспективах говорят и сами представители финтех-компаний. Например, CEO Joys Digital Андрей Михайлишин отмечает, что для его компании закон открывает возможности оказывать на рынке РФ услуги по токенизации активов, а по словам Алексея Майстренко, сооснователя SalesChain, признание официального статуса криптовалют позволило бы сервисам компании повысить уровень ликвидности внутренних активов. Сервис легко мог бы значительно повысить капитализацию и удобство для его пользователей, говорит Майстренко.
Реакция отрасли: закон «О цифровых финансовых активах» сильно запаздывает →
Рост интереса к блокчейну удалось отследить и в рамках анализа медиатрендов с апреля по июнь этого года, который провел ICT.Moscow. За этот период число упоминаний блокчейна в СМИ выросло — в июне технология упоминалась 4,7 тыс. раз, что близко к максимальным показателям. Удалось также отметить большое количество публикаций о COVID-Tech — этой теме была посвящена примерно треть медийных материалов в сфере ИТ.
Тенденцию заметили и читатели ICT.Moscow, которые уже приняли участие в опросе. По мнению четверти респондентов, все технологии чаще обсуждали в связке с COVID-19. Это объясняется тем, что многие компании быстро адаптировались и начали предлагать решения для борьбы с пандемией, говорят эксперты. Например, решения в сфере робототехники, анализа медицинских данных.
Во многом повсеместное упоминание COVID-Tech — это определенный хайп и часто завышенные ожидания, говорит Сергей Морозов, директор ГБУЗ «Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ». С ним соглашается и исполнительный директор НАУРР Алиса Конюховская, отмечая, что сейчас интерес к робототехнике больше хайповый, чем практический, однако важно, что ведутся разработки, которые будут полезны впоследствии.
Другие мнения экспертов о популярности COVID-Tech в российских СМИ →
Несмотря на то, что эпидемия пошла на спад, компании продолжают создавать новые ИТ-решения для борьбы с пандемией. На этой неделе была обновлена интерактивная карта российских практик COVID-Tech на ICT.Moscow — на нее были нанесены 14 новых кейсов. Новая версия карты содержит 94 практики: больше всего новых практик добавлено в категории контроля распространения и социального дистанцирования (7), а также диагностики COVID-19 и скринингов (3). Кроме того, в 9 из 14 новых кейсов применяются технологии искусственного интеллекта.
Скачать карту российских практик COVID-Tech →
В свою очередь Яндекс изучил упоминания искусственного интеллекта в заголовках новостей за последние 10 лет. Авторы исследования выяснили, что чаще всего заголовки, в которых ИИ выступает как действующее лицо, сообщают о том, что он что-то создал, определил или диагностировал, либо спрогнозировал.
Говорить весной стали больше и о беспилотниках — на 23%, по сравнению с январем-мартом. В частности, в этот период обсуждался вопрос допуска беспилотных автомобилей на дороги российских городов, поэтапный план внедрения беспилотников.
Пообщавшись с руководителем пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса Юлией Швейко, ICT.Moscow выяснил, что компания в целом готова запускать соответствующие сервисы в небольших городах с не очень интенсивным трафиком. Этот сценарий уже отработан на территории Университета Иннополис.
Однако вопрос регулирования отрасли по-прежнему остается открытым: выпускать на дороги общего пользования беспилотные автомобили без водителей-инженеров пока нельзя. Как рассказали в Яндексе, план внедрения беспилотников в России должен быть представлен Владимиру Путину в августе.
Яндекс
пресс-служба беспилотных автомобилей
Кроме того, технологии, отработанные на беспилотных автомобилях, компания во многом использует и для развития Яндекс.Ровера, который активно тестируется на дорогах столицы. Например, это способность робота-доставщика предсказывать и предугадывать поведение других участников движения. «Отчасти поэтому удалось так быстро запустить пилотирование Ровера: в нем использовано большое количество наработанных навыков», — пояснили ICT.Moscow в Яндексе.
Полное интервью с Яндексом: перспективы беспилотного будущего →
Между тем беспилотные автомобили компании в количестве 130 штук уже преодолели 4 млн миль (около 6,4 млн км) в автономном режиме. Как сообщил на этой неделе The Moscow Times, Яндекс вошел в мировую тройку лидеров по расстоянию, пройденному автоматизированными транспортными средствами (на первом месте Waymo от Google Alphabet, чьи беспилотники к началу года проехали в пять раз больше — 20 млн миль). Как следует из отчетности российской интернет-компании, за первые шесть месяцев этого года компания вложила в развитие беспилотных автомобилей 1,5 млрд рублей ($21 млн).
Подпишитесь на еженедельную рассылку I CAN TELL, чтобы быть в курсе основных событий ИТ-рынка Москвы
* На изображении использован кадр из репортажа «Москва 24»
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.