Беспилотные автомобили в 2020 году были одним из наиболее заметных технологических направлений, однако несмотря на активное развитие и тестирование, массово пока так и не выехали на дороги общего пользования — по крайней мере, в России. В целом по миру аналитики прогнозируют рост сегмента беспилотного транспорта, однако горизонт этих прогнозов как правило достаточно далек.
Например, в исследовании Markets and Markets говорится, что объем мирового рынка наземного беспилотного транспорта вырастет с $2,3 млрд в 2020 году до $4,5 млрд к 2030-му.
Ожидания экспертов от сегмента беспилотного транспорта также достаточно туманны. Подводя итоги уходящего года, ICT.Moscow попросил участников рынка рассказать о главных событиях в развитии беспилотного транспорта в России. Своими мнениями поделились представители НТИ Автонет, Сбербанка и компании «Яндекс Беспилотные Технологии».
В начале апреля президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 31 мая проработать дорожную карту тестирования и внедрения беспилотных транспортных средств в России. Проект документа, поддержанный Минэкономразвития, был представлен уже через месяц. В частности, в нем предполагалось до конца года расширить возможности тестирования беспилотников (в том числе без водителя-испытателя за рулем), а также разрешить коммерческую эксплуатацию автономных автомобилей.
Однако принять дорожную карту в течение 2020 года так и не удалось: сначала ее утверждение было отложено до 31 августа из-за пандемии, затем — еще на неопределенный срок. По данным The Bell, причина заключается в разногласиях между двумя ключевыми исполнителями проекта — Минтрансом и Минпромторгом.
Тем не менее, отрасль продолжает развиваться, и на арену выходят новые игроки. В 2020 году к гонке беспилотников, например, подключился Сбербанк, что отмечают в том числе и эксперты. В частности, представитель НТИ Автонет Ярослав Федосеев назвал участие нового игрока одним из двух наиболее важных событий уходящего года.
Второе немаловажное событие — завершение тестирования технологий на базе V2X в ряде регионов России, в рамках реализации проекта российской сервисной телематической платформы «Автодата». Система позволит беспилотным автомобилям общаться с инфраструктурой, другими транспортными средствами, светофорами, перекрестками и иными дорожными объектами.
пресс-секретарь рабочей группы НТИ Автонет
Стоит добавить, что на момент публикации материала беспилотные автомобили Сбербанка уже выехали с закрытых полигонов на улицы Москвы для тестирования. Пока компания, которая начала разработки в сфере автономного транспорта год назад, в самое ближайшее время рассчитывает вывести 10 машин.
В мае, когда информации о разработках Сбербанка в сфере автономного транспорта практически не было, по данным опроса ICT.Moscow, большинство ожидало, что первыми в Москве в коммерческий сегмент выйдет Яндекс.
Но учитывая активный интерес Сбербанка к развитию технологий, включая беспилотный транспорт, в будущем он может потеснить основного конкурента в этом сегменте. Для сравнения, на сегодняшний день флот Яндекса, разрабатывающий беспилотники с 2016 года, насчитывает 160 автомобилей, и помимо России они испытываются в Израиле и США.
Несмотря на разницу в опыте работы с технологией и в количестве машин, в сентябре обе компании одновременно объявили о том, что выделяют разработки в области беспилотных автомобилей в отдельные компании: сначала Яндекс, спустя несколько часов — Сбербанк.
При этом Яндекс видит переход от тестирования к применению технологии как тенденцию, характерную для всей отрасли — как в России, так и за рубежом.
Яндекс Беспилотные Технологии
пресс-служба
В компании рассказали ICT.Moscow, что в 2020 году целый ряд разработчиков автономного транспорта запустили или расширили собственные публичные сервисы роботакси, причем самые значимые запуски произошли в США и Китае, где на данный момент для этого уже существует законодательная база. В качестве примера приводится американский город Феникс, где для широкой публики стал доступен первый в мире коммерческий сервис роботакси, работающий без сопровождения страхующего водителя. В Китае же запустилось сразу несколько сервисов роботакси, и сегодня они работают в целом ряде городов, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и др.
На этом фоне разнятся сведения о готовности людей пользоваться беспилотным транспортом на постоянной основе. На форуме Urban Mobility в конце декабря консалтинговая компания Arthur D. Little сообщила, что в мире уровень доверия к технологии автономных автомобилей упал за последние пять лет с 64% в 2015 году до 53% в 2020-м. И только 36% россиян готовы воспользоваться беспилотным транспортом сегодня. Однако в августе этого года компания НТИ Автонет представила результаты своего опроса, согласно которому беспилотными такси сегодня готовы воспользоваться по крайней мере 77% россиян, причем этот показатель заметно вырос с 2019 года.
Тем не менее, сопоставление данных этого и еще нескольких исследований позволило выяснить, что россияне ждут появления беспилотников сильнее, чем, например, граждане США. Так, три четверти участников опроса организации Partners for Automated Vehicle Education сообщили об опасениях в незрелости технологии беспилотного транспорта на сегодняшний день.
Другие заметные события в российском сегменте беспилотного транспорта в 2020 году
В Санкт-Петербурге для тестирования на дорогах общего пользования были сертифицированы беспилотные автомобили компании StarLine.
Компания Cognitive Pilot начала применять свои беспилотные системы Cognitive Agro Pilot в сельскохозяйственной технике. Разработка была внедрена в 35 регионах, с ее помощью удалось собрать более 720 тыс. тонн урожая.
Еще одна разработка компании — Cognitive Rail Pilot — начала тестироваться в поездах РЖД в Подмосковье.
Компания «Газпром Нефть» на протяжении всего года активно испытывала различную беспилотную спецтехнику: грузовики, вертолет, дроны. Также компания заключила соглашение с ХМАО — регионом, где находятся ее месторождения, — о развитии беспилотного транспорта.
Об ожиданиях от 2021 года эксперты говорят с осторожностью. Ярослав Федосеев рассказал ICT.Moscow, что массового коммерческого применения беспилотного транспорта в России в следующем году точно не ожидается.
пресс-секретарь рабочей группы НТИ Автонет
Управляющий директор Сбербанка Владимир Авербах утверждает, что технология фактически уже готова, и для массового выпуска беспилотников осталось сделать не так много. Но потребуется помощь государства как законодательного регулятора.
управляющий директор и начальник центра исследования данных для государственных органов Сбербанка
Однако у людей все же нет уверенности в том, что беспилотники все же появятся в коммерческой эксплуатации в ближайшее время. Большинство опрошенных полгода назад ICT.Moscow респондентов прогнозировали, что беспилотники будут доступны пользователям не ранее чем через 3-5 лет, а почти треть сочли, что ждать придется даже до 2030 года.
Главный конкурент Сбербанка в России — Яндекс — тем временем напоминает, что компания уже готова приступить к запуску беспилотных автомобилей без страхующего водителя, правда пока в условиях небольшого города. Например, компания еще два года назад начала тестировать бесплатное беспилотное такси в Иннополисе, в том числе без водителя за рулем. Основной барьер в Яндексе видят тот же — отсутствие необходимой регуляторики, которая во многом обуславливает невысокие позиции России на мировом ландшафте автономного транспорта.
Яндекс Беспилотные Технологии
пресс-служба
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.