Во вторник Яндекс анонсировал запуск единой платформы Яндекс.Про для самозанятых — курьеров, водителей, репетиторов и других специалистов. Решение создано на основе узкопрофильного сервиса компании — Яндекс.Таксометра, которое используется для приема, распределения и контроля заказов такси. На платформе, по данным Яндекса, уже работает не одна сотня тысяч водителей и автокурьеров Яндекс.Такси. Переименование и расширение функционала сервиса анонсировал Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний Яндекса.
Как рассказал ICT.Moscow Константин Анисимов, представляющий хостинг-провайдер Rusonyx, создание Яндексом платформы для самозанятых — это весьма очевидный шаг, а подобные сервисы появятся и у других крупных компаний.
Константин Анисимов
CEO Группа компаний Rusonyx
В рамках новой платформы Яндекса физлица и ИП могут не только искать новых клиентов, но и зарегистрироваться в качестве самозанятого и синхронизировать данные с приложением ФНС России «Мой налог», «чтобы все необходимые платежи и налоги перечислялись автоматически», отмечается в пресс-релизе компании.
С начала 2019 года ФНС проводит эксперимент по налоговому режиму для самозанятых. Ведомство предоставляет электронным площадкам и банкам открытый API, который позволяет им интегрировать возможности официального приложения в свои продукты и сервисы. В числе тех, кто уже подключился к цифровой экосистеме особого налогового режима, не только Яндекс.Такси, но и Сбербанк, «Ситимобил», ЦИАН и другие.
Согласно данным Федеральной налоговой службы, в России по состоянию на 1 августа насчитывалось почти 900 тыс. самозанятых. При этом число действующих юрлиц и индивидуальных предпринимателей в стране превышает 7,6 млн (из них 53% — ИП, 47% — юрлица).
Российские e-commerce и ИТ-компании активно применяют платформенную модель для привлечения людей, работают в таком статусе. В Ozon говорят, что такая модель работы дает возможность развиваться.
Дмитрий Русаков
директор по взаимодействию с органами государственной власти Ozon
Большой потенциал этого сегмента видят и в Сбербанке. По словам Алексея Шашкина, директора дивизиона «Малый и микро бизнес», компания работает с этим сегментом с самого начала запуска программы и оценивает перспективы рынка самозанятых в 15 млн человек. У компании есть сервис «Своё дело», который позволяет через мобильное приложение зарегистрироваться без посещения налоговой и банка. В рамках сервиса клиенты могут также получить консультацию юристов или воспользоваться конструктором документов.
Алексей Шашкин
директор дивизиона «Малый и микро бизнес» Сбербанка
В YouDo отмечают как рост спроса со стороны компаний на сотрудничество с работниками в таком статусе, так и общее число исполнителей. «В первом полугодии 2020 года количество самозанятых на YouDo выросло в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – уточнил ICT.Moscow Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.
В QIWI говорят о планах по монетизации. Сейчас у компании есть несколько сервисов для самозанятых («Безопасная сделка» для P2P-площадок, «Таксиагрегатор», «Выплаты самозанятым»). Также QIWI развивает направление Рокетбанка для этого рынка — платформу, в функционале которой есть проверка регистрации в ФНС, безналичные выплаты за выполненные услуги и получение чеков от исполнителей.
Андрей Протопопов
CEO платежного сегмента группы QIWI
При работе онлайн-сервисов с самозанятыми встает вопрос об ответственности компаний за привлеченных по такой схеме работников и о качестве предоставляемых исполнителями услуг.
В Ozon, где осенью прошлого года курьеры объявили забастовку, говорят, что контроль качества услуг самозанятых и партнеров обеспечивает онлайн-платформа. Например, за сроки доставки заказов и корректность описания товаров отвечает маркетплейс.
Андрей Протопопов из QIWI считает, что в плане качества все зависит от исполнителей услуг.
Андрей Протопопов
CEO платежного сегмента группы QIWI
При этом эксперт отмечает, что единая платформа позволит агрегировать самозанятых и использовать единые процессы при их найме и проверке. «Это в том числе прозрачность, которая рождает конкуренцию. Что, в свою очередь, должно улучшить качество предоставляемых услуг, как и централизованный мониторинг качества сервиса», – говорит Протопопов.
По словам Дениса Кутергина из YouDo, с развитием налогового режима и созданием специальных платформ для самозанятых взаимодействие заказчиков с исполнителями услуг станет проще.
Денис Кутергин
сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo
Опрошенные ICT.Moscow участники рынка полагают, что за Яндексом последуют и другие компании.
Появление еще одной платформы может стать для граждан дополнительным стимулом, чтобы зарегистрироваться как самозанятый, а значит даст различным площадкам возможность привлекать новых партнеров. На текущем этапе развития рынка чем больше платформ, тем шире возможности заработка для самозанятых, заключает Дмитрий Русаков из Ozon.
Поделиться своим мнением можно на hello@ict.moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.