ГлавнаяЛента

Реакция отрасли

Реакция отрасли: новый сервис Яндекса для самозанятых

14 августа 2020, 13:00|
4087

Во вторник Яндекс анонсировал запуск единой платформы Яндекс.Про для самозанятых — курьеров, водителей, репетиторов и других специалистов. Решение создано на основе узкопрофильного сервиса компании — Яндекс.Таксометра, которое используется для приема, распределения и контроля заказов такси. На платформе, по данным Яндекса, уже работает не одна сотня тысяч водителей и автокурьеров Яндекс.Такси. Переименование и расширение функционала сервиса анонсировал Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний Яндекса.

Как рассказал ICT.Moscow Константин Анисимов, представляющий хостинг-провайдер Rusonyx, создание Яндексом платформы для самозанятых — это весьма очевидный шаг, а подобные сервисы появятся и у других крупных компаний.

Самозанятые — это новый рынок, который в ближайшие годы будет быстро расти. Дать этому рынку SaaS-сервис (software as a service; ПО как услуга – прим.) — совершенно правильное и понятное решение, наверняка за ними последуют и другие игроки рынка. Отмечу, что первое приложение для самозанятых выпустила российская ФНС, что говорит о высоком уровне цифровизации государственных услуг.

Константин Анисимов

CEO Группа компаний Rusonyx

В рамках новой платформы Яндекса физлица и ИП могут не только искать новых клиентов, но и зарегистрироваться в качестве самозанятого и синхронизировать данные с приложением ФНС России «Мой налог», «чтобы все необходимые платежи и налоги перечислялись автоматически», отмечается в пресс-релизе компании. 

Участие в эксперименте

С начала 2019 года ФНС проводит эксперимент по налоговому режиму для самозанятых. Ведомство предоставляет электронным площадкам и банкам открытый API, который позволяет им интегрировать возможности официального приложения в свои продукты и сервисы. В числе тех, кто уже подключился к цифровой экосистеме особого налогового режима, не только Яндекс.Такси, но и Сбербанк, «Ситимобил», ЦИАН и другие. 

Согласно данным Федеральной налоговой службы, в России по состоянию на 1 августа насчитывалось почти 900 тыс. самозанятых. При этом число действующих юрлиц и индивидуальных предпринимателей в стране превышает 7,6 млн (из них 53% — ИП, 47% — юрлица).   

Российские e-commerce и ИТ-компании активно применяют платформенную модель для привлечения людей, работают в таком статусе. В Ozon говорят, что такая модель работы дает возможность развиваться.

Ozon использует платформенную модель, привлекая малый и средний бизнес, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Это позволяет сохранять темпы роста, активно наращивая ассортимент за счет развития маркетплейса, где свои товары продают десятки тысяч предпринимателей, в том числе и самозанятые, а также сохраняя качество клиентского сервиса — развитие логистической платформы, когда большую часть заказов доставляют партнеры, дает возможность быстро наращивать мощность в моменты пикового спроса и эффективно управлять ресурсами.

Дмитрий Русаков

директор по взаимодействию с органами государственной власти Ozon

Большой потенциал этого сегмента видят и в Сбербанке. По словам Алексея Шашкина, директора дивизиона «Малый и микро бизнес», компания работает с этим сегментом с самого начала запуска программы и оценивает перспективы рынка самозанятых в 15 млн человек. У компании есть сервис «Своё дело», который позволяет через мобильное приложение зарегистрироваться без посещения налоговой и банка. В рамках сервиса клиенты могут также получить консультацию юристов или воспользоваться конструктором документов.

На данный момент в Сбербанке зарегистрировано более 150 тыс. самозанятых. Мы фиксируем очень большой интерес клиентов к регистрации в качестве самозанятого, особенно в регионах России.

Алексей Шашкин

директор дивизиона «Малый и микро бизнес» Сбербанка

В YouDo отмечают как рост спроса со стороны компаний на сотрудничество с работниками в таком статусе, так и общее число исполнителей. «В первом полугодии 2020 года количество самозанятых на YouDo выросло в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – уточнил ICT.Moscow Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.

В QIWI говорят о планах по монетизации. Сейчас у компании есть несколько сервисов для самозанятых («Безопасная сделка» для P2P-площадок, «Таксиагрегатор», «Выплаты самозанятым»). Также QIWI развивает направление Рокетбанка для этого рынка — платформу, в функционале которой есть проверка регистрации в ФНС, безналичные выплаты за выполненные услуги и получение чеков от исполнителей.

В планах развития наших продуктов — монетизация за счет удобного сервиса и услуг, которые можно оказывать как SaaS: мы планируем сделать платформу, удобную как самозанятым, так и работающему с ними бизнесу.

Андрей Протопопов

CEO платежного сегмента группы QIWI

Разделение ответственности

При работе онлайн-сервисов с самозанятыми встает вопрос об ответственности компаний за привлеченных по такой схеме работников и о качестве предоставляемых исполнителями услуг.

В Ozon, где осенью прошлого года курьеры объявили забастовку, говорят, что контроль качества услуг самозанятых и партнеров обеспечивает онлайн-платформа. Например, за сроки доставки заказов и корректность описания товаров отвечает маркетплейс.

Андрей Протопопов из QIWI считает, что в плане качества все зависит от исполнителей услуг.

Ответственность за качество услуг в любом случае остается на исполнителе, сервис лишь задает стандарт качества, а заказчик выбирает исполнителя сам. Платформа может ввести дифференцированные вознаграждения в зависимости от клиентской оценки исполнителя, либо отключать плохих исполнителей.

Андрей Протопопов

CEO платежного сегмента группы QIWI

При этом эксперт отмечает, что единая платформа позволит агрегировать самозанятых и использовать единые процессы при их найме и проверке. «Это в том числе прозрачность, которая рождает конкуренцию. Что, в свою очередь, должно улучшить качество предоставляемых услуг, как и централизованный мониторинг качества сервиса», – говорит Протопопов.

По словам Дениса Кутергина из YouDo, с развитием налогового режима и созданием специальных платформ для самозанятых взаимодействие заказчиков с исполнителями услуг станет проще.

Повысится качество услуг самозанятых, поскольку произойдет оцифровка: они не только выйдут из серой зоны — отзывы об их работе, рейтинг будут видны заказчикам. Это поможет заказчикам выбирать подходящего под их потребность исполнителя, а самозанятому — получать больше разнообразных заказов и также выбирать, с кем сотрудничать.

Денис Кутергин

сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo

Опрошенные ICT.Moscow участники рынка полагают, что за Яндексом последуют и другие компании.

Появление еще одной платформы может стать для граждан дополнительным стимулом, чтобы зарегистрироваться как самозанятый, а значит даст различным площадкам возможность привлекать новых партнеров. На текущем этапе развития рынка чем больше платформ, тем шире возможности заработка для самозанятых, заключает Дмитрий Русаков из Ozon.  


Поделиться своим мнением можно на hello@ict.moscow

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0