Всемирный экономический форум при участии консалтинговой компании Accenture подготовил отчет о будущем метавселенных. В основу отчета легли наблюдения группы экспертов, включавшей более 150 представителей академических кругов, международных организаций, госорганов, бизнеса и технологического сектора.
Авторы изучили более 600 практик применения технологий, входящих в концепцию метавселенной, внедренных более чем 100 крупнейшими компаниями в 10 отраслях. Эксперты сфокусировались на анализе кейсов в областях промышленного производства и автомобильной промышленности, городов и городской инфраструктуры, энергетики и здравоохранения.
Целью авторов было описать текущее положение промышленных метавселенных в мире, рассказать о тенденциях ее развития и наиболее перспективных областях применения.
Ключевые выводы:
- в 2030 году рынок метавселенных достигнет $900 млрд, а мировой доход от индустриальных метавселенных составит $100 млрд;
- основные технологии промышленных метавселенных — цифровые двойники. Важную роль играют и пространственные вычисления (Spatial Computing, также известные как расширенная реальность, или XR), искусственный интеллект (ИИ), в том числе генеративный ИИ, Web3 и блокчейн. Среди других необходимых технологий упоминаются робототехника, IoT, облачные и периферийные вычисления, а также 5G и 6G;
- в долгосрочной перспективе наилучшего результата, по мнению авторов отчета, достигнут компании, которые будут равномерно развивать и внедрять все технологии, входящие в индустриальные метавселенные, не фокусируясь лишь на одном аспекте, например генеративном ИИ;
- Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и Африка наиболее активны в развитии промышленных и корпоративных метавселенных (Industrial and Enterprise Metaverse) — на их долю приходится 37% от общего числа активностей по сравнению с 36% и 27% в Северной Америке и Европе соответственно;
- лидерство по количеству патентов, касающихся метавселенных, удерживают США, однако компании из Китая обладают наибольшим числом патентов по корпоративному моделированию (Enterprise Simulation) и цифровым двойникам;
- несмотря на угасающий интерес инвесторов к стартапам, занимающимся метавселенными, крупные игроки, например Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ), Apple и Microsoft, продолжают активно инвестировать в решения пространственного взаимодействия (Spatial Experiences);
- для успешного развития промышленных метавселенных игрокам необходимо совместно решить вопросы, связанные с обеспечением цифровой безопасности, законодательным регулированием и негативным воздействием на окружающую среду.