«МТС Линк» и HeadHunter провели опрос российских компаний об уровне цифровизации и автоматизации HR-процессов. В нем приняли участие 388 респондентов — лиц, отвечающих за найм, из компаний разного размера — от микропредприятий с менее чем 50 сотрудниками до организаций со штатом более 3 тыс. человек. Наибольшее число принявших участие в исследовании — HR-менеджеры и специалисты по подбору персонала (55%), 27% — HR-директора и руководители отделов по управлению персоналом. Остальные респонденты — это руководители департаментов, топ-менеджмент (включая CEO) и внештатные рекрутеры. Данные итогов опроса опубликованы в марте 2024 года.
Ключевые выводы
Автоматизация HR-процессов:
- 62% опрошенных считают, что автоматизация HR-процессов повышает эффективность подбора персонала. Тем не менее, у 42% российских компаний HR-процессы не автоматизированы;
- чем крупнее компания, тем выше вероятность автоматизации;
- помимо автоматизации, респонденты назвали средством повышения эффективности HR-процессов использование соцсетей (38% опрошенных). Особенно соцсети оценили в крупных компаниях (численностью от 500 до 1 тыс. человек), где их пользу отметили 49% опрошенных.
Онлайн-собеседования:
- почти половина респондентов (49%) проводят первое собеседование онлайн, а далее настаивают на очных встречах с кандидатами. 27% компаний готовы проводить онлайн-собеседования на всех этапах (интервью с HR-специалистом, с руководителем и выполнение тестового задания);
- при этом онлайн-формат наиболее актуален для крупных компаний: среди них 42% проводят онлайн-собеседования на всех этапах, и еще 51% — для первого знакомства с соискателем;
- онлайн-собеседования наиболее актуальны для компаний из Москвы (55% — на первом этапе) и Санкт-Петербурга (35% — на всех этапах). В остальных российских регионах только 22% компаний проводят все этапы интервью онлайн и 48% прибегают к этому формату при первом знакомстве;
- для онлайн-собеседований в российских компаниях чаще используют мессенджеры Telegram и WhatsApp. Из российских решений наибольшей популярностью пользуются «Яндекс Телемост» и «МТС Линк»;
- в топ-10 решений для процесса адаптации новых сотрудников (онбординга) пока не входят российские разработки, а лидерами стали Telegram, WhatsApp и Discord;
- крупный бизнес (более 3 тыс. сотрудников) предпочитает использовать для адаптации внутренние порталы (72%);
- у 22% компаний решение о проведении онлайн-собеседования зависит от роли потенциального сотрудника;
- основной причиной проведения онлайн-собеседований большинство респондентов назвало экономию рабочего времени. Также в топ-3 причин входит поиск кандидатов в других городах (50%) и удобство в организации встреч с кандидатами (45%). При этом последний критерий наиболее актуален для московских компаний (51% столичных респондентов против 42% в Санкт-Петербурге), в то время как петербургским компаниям важнее экономия времени (70% против 64% в Москве);
- главной сложностью онлайн-найма респонденты считают необходимость контролировать удаленных сотрудников — об этом заявили 68% опрошенных. Более трети отмечают неудобный формат адаптации удаленных сотрудников, каждый четвертый — долгий документооборот.
Применение искусственного интеллекта (ИИ):
- искусственный интеллект в процессе подбора и адаптации сотрудников используют лишь 5% компаний. Только 46% планируют внедрение инструментов на основе ИИ, остальные 49% таких планов пока не строят;
- почти треть респондентов считает, что ИИ справляется с первичной оценкой и ранжированием резюме кандидатов, столько же людей доверило бы алгоритмам ранжирование откликов на вакансии;
- четверть опрошенных считает, что ИИ уже сейчас способен оценивать качество резюме, а 18% — что он может информировать участников рынка труда о компании.