В 2019 году искусственный интеллект (ИИ) больше других технологий обсуждался российскими средствами массовой информации. Важных поводов для этого было немало: летом крупные российские компании анонсировали свои проекты в области ИИ, а в октябре Владимир Путин утвердил национальную стратегию развития искусственного интеллекта.
ICT.Moscow внимательно изучил и проанализировал четыре наиболее показательных исследования о применении ИИ в российском бизнесе. Это позволило сделать ряд выводов, которые подтвердились в разговорах с экспертами и представителями отрасли.
Проанализированные ICT.Moscow исследования:
* В таблице по РАЭК приведены предварительные данные, озвученные до публикации отчета. В самом исследовании указано, что все опрошенные эксперты «работают либо в структурах, реализующих соответствующие проекты, либо планирующих их реализацию в ближайшем будущем».
** Полную версию таблицы можно посмотреть здесь.
Из четырех крупных исследований 2019 года, посвященных уровню проникновения ИИ в российские бизнес-процессы, работа ВЦИОМ была опубликована последней, в декабре. Проведя опрос среди 800 компаний разного уровня, аналитики подсчитали, что только 23% респондентов планируют внедрять ИИ-решения в бизнесе (см. таблицу), а 43% их не используют и не будут использовать в будущем. И это несмотря на то, что почти все опрошенные — 91% — осведомлены о наличии такой технологии. Основная причина тривиальна: по данным опроса, компании считают, что ИИ не нужен в принципе в бизнесе (37%) либо будет бесполезен конкретно в их отрасли (28%).
К сожалению, ВЦИОМ не привел подробностей о выборке и не ответил на запрос ICT.Moscow о том, к каким сферам принадлежат опрошенные компании. В описании методологии сказано лишь, что выборка формировалась случайным образом из базы данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Из этого можно сделать вывод о том, что малый бизнес (включая ИП) пока не готов внедрять решения искусственного интеллекта в свои процессы. Но значит ли это, что он в них не заинтересован? Эксперты по большей части считают, что — нет.
Спрос на решения с применением ИИ, безусловно, будет расти. Использование ИИ становится более осознанным: компании начинают видеть реальные преимущества, приходит понимание того, где, как и какие решения можно применить, чтобы достигнуть максимального эффекта. Появление и обсуждение успешных российских кейсов способствует этому процессу. Кроме того, в прошлом году была принята Стратегия развития ИИ в России, что, безусловно, является важным стимулирующим фактором.
РАЭК при проведении опроса обратился к крупным компаниям, которые уже работают в области ИИ, а также к компаниям с высоким уровнем проникновения этой технологии. KPMG опрашивал предприятия с капитализацией более 40 млрд рублей, а IDC и ABBYY изучали сегмент предприятий со штатом более чем в 1000 сотрудников. Вполне логично, что выбранные агентствами компании-респонденты продемонстрировали высокую заинтересованность в ИИ-решениях. В частности, они рассчитывают с помощью технологии развивать направление прогнозной аналитики (РАЭК, 39%), работу с клиентами (IDC & ABBYY, 60%).
Сейчас ИИ находится в центре внимания российского бизнеса. Компании оценили успешные результаты проектов с использованием интеллектуальных технологий, которые продемонстрировали крупные игроки: Сбербанк, ВТБ, «Газпромнефть», МТС и другие. По оценке ABBYY и IDC, 70% крупных компаний планируют инвестировать в эти решения в ближайшие один-два года. Больше всего такие технологии будут востребованы в процессах, которые направлены на трансформацию клиентского обслуживания.
Дмитрий Шушкин рассчитывает, что с помощью ИИ компании будут автоматизировать техподдержку, развивать сервисы персональных рекомендаций. Не последнюю роль тут играет аналитика больших данных. Шушкин поясняет, что банкам, страховым компаниям, телекому необходимо обрабатывать большой поток клиентских документов, определять их тип и проводить различные проверки. Поэтому, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, компании будут переходить на интеллектуальные алгоритмы.
Все четыре исследования показывают, что российский бизнес уже видит положительные эффекты от внедрения ИИ-решений. 77% респондентов KPMG и 84% IDC & ABBYY отметили повышение производительности труда. У ВЦИОМ этот показатель находится на том же уровне — 82%. РАЭК привел результаты опроса по направлениям: 58% компаний сказали, что ИИ помогает оптимизировать бизнес-процессы, 49% — разрабатывать новые продукты и услуги, 41% — повысить производительность труда.
Такие цифры позволяют предположить, что российский бизнес начал лучше понимать, что такое ИИ и как он работает. Чтобы в этом убедиться, мы опросили экспертов и представителей отрасли — всего ICT.Moscow получил комментарии от представителей 28 компаний [1]. В целом тенденция подтвердилась: шесть экспертов сказали, что бизнес действительно стал хорошо понимать искусственный интеллект и возможности его применения, а четыре отметили, что российские компании начинают видеть преимущества ИИ. Только два человека не согласилось с этой точкой зрения.
Все чаще на сайтах небольших компаний — в основном из сферы ритейла и услуг — встречаются чат-боты, в основе которых как правило лежат ИИ-алгоритмы. При желании легко найти готовые решения, которые интегрируются в мессенджеры, социальные сети и на сайты. Не исключено, что в других сферах не все понимают, какие задачи может решать ИИ. Но опрошенные нами эксперты показывают, что это вопрос подхода и умения эти возможности увидеть. Денис Власов из «Учи.ру» рассказал, что искусственный интеллект успешно применяется при обучении, а Никита Титов из AMPM поделился кейсом интеллектуальной организации торговых площадок на первых этажах жилых домов. Таким образом, если у небольшого бизнеса нет заинтересованности в ИИ-решениях, как показывает статистика ВЦИОМ, то связано это вероятнее всего не с отсутствием задач для них, а с недостаточным (в отличие от крупного бизнеса) пониманием, что такое искусственный интеллект и как его можно применять.
Есть и другое критическое препятствие для внедрения ИИ-решений, которое отмечают многие эксперты.
Разработка ИИ очень сложна и дорога, у российских компаний банально не хватает на это денег, хватает только у меньшинства. В Россию пришла автоматизация, становится популярной и доступной, а ИИ — это следующий этап развития автоматизации. Тут надо скорее «пробовать его делать», а не внедрять. Но позволить себе это могут не все — специалисты дорогие.
Отсюда вытекает и следующая проблема, которая подтверждается данными всех исследований, которые мы изучили.
На фоне растущего интереса бизнеса к искусственному интеллекту весьма показательно, что многие компании отмечают дефицит квалифицированных кадров.
37% респондентов РАЭК назвали недостаточную компетенцию специалистов одним из главных индустриальных вызовов ИИ в стране. Это невысокий показатель в сравнении с данными других исследовательских компаний, но Мария Сайкина из РАЭК подтвердила ICT.Moscow, что нехватка квалифицированного персонала, безусловно, является одним из ключевых барьеров развития ИИ.
У ВЦИОМ этот показатель почти вдвое выше — 69% респондентов отметили нехватку кадров в области ИИ. Международные аналитические компании также отмечают, что бизнес видит проблему в дефиците специалистов. 49% респондентов IDC & ABBYY заявили о нехватке профессионалов в данной области, а 54% опрошенных KPMG сообщили, что их недостаточно по всем цифровым направлениям, включая ИИ.
Специалистов выпускается много, но рынок растет быстрее. Дефицит будет еще долго, хотя количество компетентных кадров будет увеличиваться. Таким образом, ИИ отнимает «плохо оплачиваемые» рабочие места, но создает гораздо больше «высокооплачиваемых».
Дмитрий Чувиков отмечает любопытный тренд: искусственный интеллект, который позволяет бизнесу перераспределить рутинные и сложные задачи с людей на машинные алгоритмы, в конечном счете не приводит к сокращению рабочих мест. Он стимулирует сотрудников совершенствовать навыки работы с ИИ и технологиями в целом, что, конечно, требует времени.
Даже усиленный интерес к обучению в данной сфере может не дать желаемого результата. Генеральный директор Smart Engines Владимир Арлазаров отмечает, что из-за популярности ИИ многие бросились учиться программировать или повышать навыки в области машинного обучения и нейросетей. Но реально хороший разработчик в области ИИ — прежде всего владеющий фундаментальными знаниями, которые необходимы для разработки новых алгоритмов и решений, а не для внедрения старых.
Плох тот бизнес, который говорит, что ему хватает специалистов. Хороших специалистов в любой области всегда не хватает, тем более если эта область связана со сложными исследованиями и разработками. В ближайшем будущем мы рискуем получить избыток технических специалистов, которые будут использовать уже готовые решения, но при этом будет ощущаться нехватка людей, обладающих глубокими знаниями в совокупности с творческим подходом.
Из 26 опрошенных ICT.Moscow экспертов восемь особенно отметили, что они видят нехватку специалистов в области ИИ на рынке. Активно растущий спрос на технологию у многих вызывает обеспокоенность.
На удивление мало эксперты, с которыми мы поговорили, упоминали роль государства в развитии систем искусственного интеллекта. Дмитрий Чувиков из «Мивара» напомнил о национальной программе «Цифровая экономика» и утвержденной стратегии развития ИИ в России. По его мнению, она посодействует внедрению данных решений в российские компании.
Проведенные РАЭК и ВЦИОМ опросы, в свою очередь, демонстрируют, что компании ожидают от государства активного вовлечения в данное направление. По данным РАЭК, 63% компаний считают, что разработка, внедрение и использование такой технологии как ИИ должно регулироваться государством.
Среди опрошенных ВЦИОМ компаний на государственную поддержку рассчитывает 91%. В первую очередь речь идет о создании и финансировании образовательных программ (к вопросу о нехватке кадров) — надежду на это выразили 54% респондентов. Перспективным направлением 43-44% бизнеса видит внедрение ИИ-решений в различные государственные системы (здравоохранения, образования, госуслуг). Наконец, 42% опрошенных рассчитывают на финансовую поддержку компаний — разработчиков интеллектуальных решений. И только 9% респондентов считают, что государство не должно вмешиваться в процесс развития ИИ в России.
Сравнение исследований и общение с экспертами показало, что готовность предпринимателей к использованию систем искусственного интеллекта сегодня во многом зависит от масштаба их бизнеса. Небольшие компании, которые отмечают не такой высокий процент эффективности ИИ, как крупные, пока не имеют достаточно возможностей для их внедрения. Ситуация может измениться с появлением на рынке массовых и дешевых решений, как это произошло с чат-ботами. Средний и крупный бизнес уже видит позитивные результаты от внедрения ИИ, но столкнулся с проблемой кадров.
Для эффективного внедрения технологий ИИ в бизнес необходимы специалисты очень разных уровней. Конечно, не хватает всех — и ученых, и топовых разработчиков, и специалистов по работе с готовыми решениями. Но самая большая нехватка именно тех, кто умеет готовые решения затачивать под нужды конкретного бизнеса и встраивать их в реально существующие бизнес-процессы.
Поспособствовать появлению новых специалистов и обеспечить таким образом растущий спрос на решения в области искусственного интеллекта, может государство. По крайней мере, этого ждут компании, что видно из проведенных РАЭК и ВЦИОМ опросов и подтверждается экспертами.
С течением времени спрос работодателей на таких специалистов растет, решение перспективных задач цифровой экономики требует значительно большего их количества. При этом образовательная система не успевает с программами подготовки. Решение этих проблем предусмотрено федеральными проектами «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровые технологии», а также перспективным федеральным проектом «Искусственный интеллект», где предусмотрен выход на подготовку 5 тыс. специалистов в год в данной области к 2024 году.
Полную версию сравнительной таблицы можно посмотреть здесь.
В феврале ICT.Moscow представит базу знаний об искусственном интеллекте в России и мире. В частности, мы уже собрали более двухсот кейсов и продолжаем искать новые. Если у вас есть ИИ-решения, которыми вы готовы поделиться, — присылайте описание на hello@ict.moscow, мы опубликуем их в нашей базе практик.
Эта статья — первая из цикла материалов ICT.Moscow об ИИ в рамках спецпроекта. В следующих текстах мы вместе с экспертами постараемся четко определить, что такое искусственный интеллект, изучим вопрос этичности его применения и попробуем понять, когда бизнесу лучше покупать готовые ИИ-решения, а когда — разрабатывать своими силами.
Также мы рады видеть вас в нашем чате, где можно обсудить применение ИИ в бизнесе, новости технологий, а также просто пообщаться с единомышленниками.
[1] Представители компаний, от которых ICT.Moscow получил комментарии: ABBYY Россия, Accenture, AMPM, Avast, Bell Integrator, Cashwagon, chatme.ai, Crayon, GeekUniversity, GoodsForecast, Hikvision Russia, Macroscop, Mankiewicz, NetApp, Orange Business Services Россия и СНГ, Smart Engines, ОТР, SkySoft, «СиДиСи», «Инфосистемы Джет», «Мивар», Московская школа программистов, РАЭК, Учи.ру, «Центр2М», «Цифровая экономика», «ЭР-Телеком Холдинг», Яндекс.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.