Выпуск 42 (140), с 9 по 13 ноября
В начале ноября произошло сразу несколько событий, которые позволяют оценить дальнейшее развитие системы столичного транспорта. Департамент транспорта Москвы, опираясь на опыт зарубежных стран, анонсировал запуск MaaS-платформы (Mobility-as-a-Service или «Мобильность как услуга»), которая должна будет объединить на одной площадке не только городские сервисы, но и сервисы частных транспортных операторов, интернет-агрегаторов, прокат велосипедов и самокатов. Некоторые функции новой платформы уже реализованы в городском приложении «Московский транспорт». Например, с его помощью можно строить мультимодальные маршруты, пополнять баланс карты «Тройка» и др. Запуск MaaS-платформы будет способствовать активному развитию направления: появятся функции, которые позволят видеть загруженность линий метро и МЦД, наземного транспорта, платных парковок и дорог, получать информацию о тарифах от разных операторов, а также единовременно оплачивать поездку даже на нескольких видах транспорта.
При этом данные о маршрутах городского транспорта могут стать общедоступными. Таким образом, не только крупные разработчики смогут получить доступ к данным перевозчиков, но и стартапы. Это даст возможность разработчикам (как крупным компаниям, так и стартапам) создавать свои транспортные решения, которые потом также могут быть интегрированы в столичную MaaS-платформу. Пока же решение о предоставлении навигационных данных остается за перевозчиком. Основные изменения должны произойти в течение 2021 года — именно до конца следующего года планируется завершить работу над столичной MaaS-платформой, а также доработать поправки к закону «О навигационной деятельности».
В декабре этого года очередное развитие в московском регионе получит система V2X. По результатам тестирования системы беспилотного вождения в потоке планируется разработать единый стандарт передачи данных V2X. Технология уже постепенно внедряется: на этой неделе на открытии ЦКАД-3 в Подмосковье — грузовик проехал по новому участку, используя в том числе возможности интеллектуальной транспортной системы. На пусковом участке дороги были установлены 67 устройств взаимодействия автомобиля с дорожной инфраструктурой (V2X).
Построением собственной экосистемы занимаются и технологические компании, применяя для этого свой, особенный, подход. Во многом он является причиной разногласий в рамках партнерских проектов. Так, Сбербанк, активно инвестирующий в новые направления и стремящийся контролировать процессы в совместных проектах, летом этого года разделил активы с Яндексом. Теперь госбанк конфликтует с Mail.ru Group, который придерживается правила быть открытым к сотрудничеству и делает ставку на собственную экспертизу в области соцсетей и мессенджеров.
Среди причин, которые могут привести к очередному разводу, называются многочисленные разногласия Сбербанка и Mail.ru Group в управлении и столкновения корпоративных культур. Развивая СП в области O2O с декабря прошлого года (время закрытия сделки), стороны до сих пор не определили, что станет основой общей экосистемы — финансовые сервисы Сбербанка или принадлежащая Mail.ru социальная сеть «ВКонтакте». Сбербанк не согласен с ведущей ролью соцсети, а Mail.ru не хочет терять отношения с другими платежными системами и становиться зависимой только от Сбербанка. При этом одни источники СМИ утверждают, что компании уже обсуждали разделение СП, однако переговоры о разводе осложняются неопределенностью с разделом активов. Другие говорят о напряженности во взаимоотношениях, которая однако пока не грозит разводом Сбербанка с Mail.ru.
Разногласия партнеров могут повлиять как на сферу транспорта, так и на сервисы доставки еды. Через совместное предприятие партнеры приобрели контрольный пакет акций (75,6%) в сервисе доставки «Самокат», 10% в сервисе аренды самокатов URent, а также 3% в картографическом сервисе 2ГИС.
Об особенностях создания экосистем читайте в материале →
На этой неделе Ericsson аносировал запуск первой в России е2е-сети сотовой связи пятого поколения с автономной архитектурой (5G Standalone – 5G SA). Сеть развернута на территории Центра 5G инноваций, расположенного в штаб-квартире компании в Москве, и поддерживает частотные диапазоны 2100 МГц, 1800 МГц, 3500 МГц.
Технологию обсуждали и в рамках конференции GSMA Thrive Eurasia. Представители телеком-компаний обозначили тренды развития 5G на российском рынке, среди которых более сильное влияние 5G на экономику страны, новые цепочки и требования к локализации, интернет вещей, Edge Cloud, а также обсудили вопрос частотного спектра. Вместе с представителями ИТ-департамента Москвы операторы подняли тему безопасности сетей пятого поколения, а сам ДИТ отчитался о проделанной работе по вопросу городской эстетики связи.
Между тем технология 5G третьем квартале текущего года впервые вырвалась на второе место по частоте упоминаний в СМИ после искусственного интеллекта. Так, в июле медийный интерес к пятому поколению связи достиг пикового показателя за 2019-2020 годы (11,3 тыс. упоминаний), выяснил в ходе ежеквартального мониторинга ICT.Moscow. По сравнению с тем же периодом прошлого года число публикаций о технологии выросло на 39% и на 20% по сравнению со вторым кварталом 2020 года. Данные отчета доступны здесь →
Из числа других технологий самой популярной в СМИ остается искусственный интеллект с упоминанием от 15,4 до 17 тыс. раз за месяц. Еще один лидер списка — беспилотники (авто и летательные аппараты): о технологии писали около 8 тыс. в июле и около 11,8 тыс. в сентябре. Стабильно растет интерес медиа к блокчейну: если во втором квартале упоминания блокчейна выросли на 40% по сравнению с предыдущим, то за последние три месяца — уже на 78%. С другими выводами обзора можно ознакомиться на сайте ICT.Moscow →
Подпишитесь на еженедельную рассылку I CAN TELL, чтобы быть в курсе основных событий ИТ-рынка Москвы
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.