Выпуск 1 (147), с 11 по 15 января
Накануне 2021 года в России утвердили список отечественного софта для предустановки с 1 апреля на смартфоны, компьютеры и умные телевизоры. Это решение может быть актуальным в свете январских событий в американских соцсетях — блокировки в Twitter аккаунта действующего президента США Дональда Трампа и изменении пользовательского соглашения принадлежащего Facebook мессенджера WhatsApp. Смогут ли при необходимости российские ИТ-разработки — мессенджеры и другие категории ПО — стать полноценными аналогами зарубежных?
В перечень для предустановки ПО на телефоны вошло 16 приложений: экосистемные сервисы Яндекса (браузеры, облачные сервисы, поисковые и навигационные системы) и Mail.ru Group (мессенджеры, соцсети и клиент электронной почты), а также «Госуслуги», антивирус «Лаборатории Касперского», платежная система «Мир», приложение для Windows «МойОфис» и др.
Как рассказали ICT.Moscow профильные эксперты, наиболее развитой категорией из списка софта являются поисковые и навигационные системы. «В силу ряда причин продукты с поисковыми и навигационными возможностями в России лучше зарубежных аналогов. Многие пользователи самостоятельно выбирают российские продукты с уверенностью, что они лучше и точнее западных инструментов», — пояснил Сергей Матусевич, директор Artezio по развитию web-технологий.
Качественными российскими продуктами эксперты называют также антивирусные программы, а в случае с остальными разработками есть оговорки.
Леонид Делицын
аналитик ГК «ФИНАМ»
ICT.Moscow проводит опрос читателей о том, какие категории софта для предустановки на смартфоны, являются наиболее развитыми. Принять участие можно здесь →
Потребность в качественных российских мессенджерах и других ИТ-разработках, предполагающих голосовую связь, могут стать еще более актуальными в будущем. Для таких продуктов планируется ввести обязательное лицензирование, что в свою очередь может усложнить работу зарубежных программ — таких как Viber, Skype и др. — на российском рынке.
Пока Россвязь только планирует заказать соответствующее исследование. Однако это не первая подобная инициатива: в 2013 году ввести обязательное лицензирование для таких сервисов предлагал МТС. В числе аргументов было то, что подобные компании все чаще конкурируют с операторами, но при этом не инвестируют в инфраструктуру сетей.
Развитие телеком-сектора в России тем временем не прекращалось и даже заметно ускорилось в период пандемии COVID-19. Например, в Москве суммарные вложения телеком-операторов в развитие инфраструктуры в 2020 году составили около 23 млрд руб. — почти на треть больше, чем в 2019 году. Инвестиции были направлены на расширение зон покрытия, увеличение емкости сети и скорости передачи данных. Также на территории Москвы и в Подмосковья строились новые базовые станции, операторы завершили модернизацию сетей связи в метро. Так, в середине декабря «Билайн» последним из «большой четверки» операторов обеспечил 4G на всех станциях московского метро.
Из-за пандемии COVID-19 в 2020 году трафик в столице тоже увеличился. Потребление мобильного интернета выросло на 20%, а домашнего интернета — более чем в полтора раза. Число абонентов крупных мобильных операторов выросла на 8%. По количеству абонентов ШПД среди частных провайдеров на первое место по России вышел МТС. К концу года у компании было 3,84 млн пользователей ШПД, у прежнего лидера — «Эр-телеком холдинг» – примерно 3,83 млн.
Что касается стоимости типовых услуг сотовой связи и домашнего интернета в Москве, то она в 2020 году осталась практически на прежнем уровне. Однако по прогнозам экспертов Content-Review, в этом году цены в России на сотовую связь могут вырасти на 15%.
Более заметные изменения могут произойти в сегменте e-commerce, который на фоне пандемии COVID-19 также заметно вырос. В частности, один из лидеров экосистемного рынка Сбербанк может усилить свои позиции в этой сфере за счет покупки одного из крупнейших в России онлайн-ритейлеров «Ситилинк», входящего в группу Merlion. Еще в конце декабря стороны объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого возможности дистрибутора Merlion будут «интегрированы в создающуюся индустрию электронной коммерции Сбера».
В 2019 году объем продаж «Ситилинка» составил 90,4 млрд руб. Это является вторым результатом среди онлайн-ритейлеров РФ после Wildberries с 210,5 млрд руб. на конец 2019 года.
Оборот Wildberries в 2020 году по сравнению с 2019-м вырос почти вдвое (на 96%) — до 437,2 млрд руб. Продажи компании в IV квартале достигли максимальных за всю историю значений и составили 151,5 млрд руб., следует из сообщения маркетплейса.
В Сбербанке, несмотря на то что признают три неудачные попытки развивать направление электронной коммерции, намерены к 2023 году войти в тройку лидеров этого рынка. В частности, в текущем году банк планирует запустить собственный мультикатегорийный маркетплейс.
В числе его главных конкурентов в данном сегменте будет Ozon, о приобретении которого Сбербанк не смог договориться осенью прошлого года. В 2019 году продажи товаров через торговую площадку составили 80,7 млрд руб., а по итогам девяти месяцев 2020 года выручка компании достигла 66,5 млрд руб.
Яндекс, который после разделения активов со Сбербанком продолжил развивать сервис Яндекс.Маркет, в третьем квартале 2020 года отчитался о росте выручки в сегменте электронной коммерции на 55% — до 6,9 млрд руб. Дневная аудитория сервиса в декабре в среднем составила 6 млн пользователей.
Подпишитесь на еженедельную рассылку I CAN TELL, чтобы быть в курсе основных событий ИТ-рынка Москвы
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.