ИБ В РОССИИ: БАЗА ЗНАНИЙИБ В РОССИИ: БАЗА ЗНАНИЙ
logo ict.moscow
лента новостей о технологиях
лента об искусственном интеллекте
аналитика
мероприятия
презентации
акторы
карты рынка
ит-решения
подборки ИТ-решений
кейсы
статьи
мониторинги аналитики
реакции отрасли
искусственный интеллект
информационная безопасность
smart city moscow
все базы знаний
TG ОБ ИКТ
TG ОБ ИИ
TG О ТЕЛЕКОМЕ
TG ОБ АНАЛИТИКЕ
  • московские решения
  • аналитика рынка
  • кейсы
  • презентации
  • ICT.moscow о VR/AR
  • подписка
  • материалы по теме
ГлавнаяСпецпроектыБаза знаний VR/AR
205968

VR/AR

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) активно освещаются в СМИ и вошли в список стратегических трендов текущего года по данным Gartner. При этом российский рынок VR/AR входит в десятку быстрорастущих рынков мира, индустрия продолжает привлекать внимание крупных игроков.

Открытая база знаний ICT.Moscow о VR/AR позволит изучить готовые решения московских разработчиков, кейсы компаний из разных отраслей, которые внедряют данные технологии, а также ознакомиться с аналитикой рынка и эксклюзивными материалами.

Рассказать о проекте:
ВконтактеEmail
Видео-кейсы

Московские VR/AR-решения(65)

Витрина VR/AR проектов от московских разработчиков

Мобин

Cистема мобильного мониторинга

AIcontrol

ИИ-платформа для составления инструкций

ServiceVizor

Система автоматизации технического обслуживания и ремонта

расскажите о
своем проекте
заполните форму
VR-тренажер HSE

Виртуальный тренажер по технике безопасности

24TTL

Комплекс сервисов для аналитики и управления карточками товаров на маркетплейсах

Helmeton

VR-устройство

Виртуальный завод 2.0

Симуляционный виртуальный фармацевтический комплекс

Рассказать о проекте:
ВконтактеEmail

Аналитика рынка

Подсчеты, оценки, прогнозы аналитиков и исследования по теме VR/AR

В перспективе 4–5 лет Россия может стать видимым игроком на международной арене VR/AR-решений и занять более 15% мирового рынка. В отличие от глобального рынка, который сконцентрирован на решениях для потребителей, в России преобладает разработка VR/AR-технологий для бизнеса.

Большой интерес к технологии проявляют крупные компании, которые открывают собственные лаборатории VR/AR. По подсчетам KPMG, 21% компаний уже активно внедряют технологии.

По данным Ассоциации AVRA в 2019 году в России насчитывалось более 400 компаний, создающих VR/AR-решения.

99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
Высокие затраты на создание инфраструктуры и неподготовленность специалистов являются основными барьерами к внедрению VR/AR в промышленностиAVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
в 10
быстрорастущих рынков мира вошел российский VR-рынок в 2018 г.PWC «Медиаиндустрия в 2019–2023 гг.»
68%
промышленных предприятий в России планируют инвестировать в AR в 2020 г.AVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
21%
крупнейших отечественных компаний уже применяют VR/AR-технологииKPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019
>400
российских компаний создают VR/AR-решенияAVRA «Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России», 2019
653
млн руб
составила господдержка VR/AR-проектов в России в 2019 годуПрайм
99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
Высокие затраты на создание инфраструктуры и неподготовленность специалистов являются основными барьерами к внедрению VR/AR в промышленностиAVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
в 10
быстрорастущих рынков мира вошел российский VR-рынок в 2018 г.PWC «Медиаиндустрия в 2019–2023 гг.»
68%
промышленных предприятий в России планируют инвестировать в AR в 2020 г.AVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
21%
крупнейших отечественных компаний уже применяют VR/AR-технологииKPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019
>400
российских компаний создают VR/AR-решенияAVRA «Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России», 2019
653
млн руб
составила господдержка VR/AR-проектов в России в 2019 годуПрайм
99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
5G
является существенным драйвером распространения VR/AR для массового потребителяAVRA, Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России, 2019
> 824
тыс.
рабочих мест в мире появилось благодаря технологии в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$46
млрд
составил объем мирового рынка VR/AR в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
5G
является существенным драйвером распространения VR/AR для массового потребителяAVRA, Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России, 2019
> 824
тыс.
рабочих мест в мире появилось благодаря технологии в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$46
млрд
составил объем мирового рынка VR/AR в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019

В 2020 году тренд на мультиэкспериментальность, основанный на технологиях VR/AR, возглавил рейтинг стратегических трендов 2020 Gartner. Технология получила серьезное развитие на рынках развлечений и маркетинга, но также активно внедряются и в сферах промышленности, образования, здравоохранения и потребительских сервисов.

По данным PwC, в 2019 году индустрия VR/AR составляла $46 млрд, а к 2030 году она вырастет в 30 раз и достигнет $1,5 трлн. Лидерами по затратам в области VR/AR в 2020 году, по прогнозам IDС, будет Китай — страна вложит в это направление около $5,8 млрд, США и Западная Европа — $5,1 и $3,3 млрд соответственно.

В мире насчитывается более 2 тыс. компаний, занимающихся разработками в сфере иммерсивных технологий.

18.06.25Ростелеком
Развитие новых коммуникационных интернет-технологий в России и мире в 2024 году

Интеграция ИИ в сервисы трансформирует их в комплексные экосистемы.

Подробнее
06.06.25Digital Cooperation Organization
Digital Economy Trends 2025

Объем рынка цифровой экономики может достигнуть $24 трлн в 2025 году, составив 21% мирового ВВП.

Подробнее
23.05.25TAdviser
Трендвотчинг рынка Enterprise Mobility Management

Модель безопасности Zero Trust — в числе трендов российского рынка EMM.

Подробнее
добавить
исследование
заполните форму
22.05.25НИУ ВШЭ
Динамика развития отрасли телекоммуникаций по итогам 2024 года

В 2024 году объем телеком-услуг в России впервые превысил 2 трлн руб.

Подробнее
13.05.25CNews
Рейтинг крупнейших российских разработчиков ВКС-сервисов

IVA Technologies, VK Tech и NexTouch стали лидерами рейтинга.

Подробнее
30.04.25Аналитический центр НАФИ
100 трендов 2025 года

Обзор ключевых мегатрендов 2025 года.

Подробнее
14.04.25Infosys
Telecom Industry Outlook 2024

До $4 трлн к 2028 году за счет развития ГенИИ и повышенного спроса на быстрый интернет вырастет мировой телеком-рынок .

Подробнее
все исследования

Как компании внедряют VR/AR(188)

  • medtech
  • образование
  • промышленность и энергетика
  • культура и искусство
  • развлечения и медиа
  • hr-tech
  • туризм
  • логистика и транспорт
  • строительство и недвижимость
  • спорт
  • безопасность
  • ритейл и e-commerce
  • телеком
  • сельское хозяйство и агропромышленность
  • fintech
  • клиентская поддержка
  • связь
  • прочее
  • зарубежные кейсы
  • российские кейсы
DreamPortОбучение по проведению работ на электроустановках
посмотреть
Обновлено 21.03.24
Boston Dynamics, SingtelМониторинг строительства зданий
посмотреть
Обновлено 14.03.23
VerizonВидеотрансляции матча Национальной футбольной лиги посредством сетей 5G и AR
посмотреть
Обновлено 26.05.22
расскажите о своем кейсе
Заполните
форму
Orange, Nokia, Axyn RobotiqueВнедрение 5G-сети на заводе энергетического оборудования
посмотреть
Обновлено 25.02.22
AttilanОбучение работе с биоэлектрическими протезами с применение VR-технологии
посмотреть
Обновлено 15.02.22
VerizonУправление просмотром автогонки через AR-портал
посмотреть
Обновлено 09.02.22
Знакомство с историей страны посредством 5G и XR
посмотреть
Обновлено 09.02.22

Презентации(64)

Презентации от московских разработчиков и материалы с отраслевых мероприятий

5G DemoDay’23
25.08.23ДИТ Москвы
#инновации#телеком#5G#искусственный_интеллект#AR#Роболет#Анриа_Ресерч#Эдкар#VOLTEP#Правительство_Москвы#ДИТ
17.34Mb
Технологии TeamViewer для удаленной работы: удаленный доступ, ассистент дополненной реальности, CoBrowsing

Максим Жестеров.

18.02.22TeamViewer
#удаленный_доступ#AR#TeamViewer
5.25Mb
Helmeton — разработчик решений в сфере VR/AR

Презентация компании.

23.12.21Helmeton
#стартапы#телеком#VR#AR#5G#Helmeton
850.06Kb
добавить
презентацию
заполните форму
Цифровой инструмент для сотрудника. Очки дополненной реальности

Владимир Горохов.

20.12.21Инлайн Груп
#AR#Инлайн
1.22Mb
VR для HR

Никита Соколов.

05.04.21Softline
#HR-Tech#VR#Softline
1.56Mb
Цифровые технологии на промышленном производстве «ЗапСибНефтехим». Реализация цифровых решений индустрии 4.0

Юрий Дерюгин.

01.04.21Сибур
#AR#интернет_вещей#Сибур
12.65Mb
Цифровизация сквозных производственных процессов

Кирилл Семион.

05.03.21РЖД
#цифровая_трансформация#AR#РЖД
1.43Mb
Все презентации

Материалы ICT.Moscow по теме VR/AR(10)

Статьи и экспертные комментарии в рамках спецпроекта

11.08.22
ИТ-медиатренды первого полугодия 2022: рост упоминаний импортозамещения и переменчивость интереса к технологиям

Обзор динамики упоминаний технологий и технонаправлений в российских медиа в первом полугодии 2022

Подробнее
29.10.20ICT.Moscow
Промышленный VR/AR: кейсы и особенности рынка

Существенную долю рынка среди разработчиков софта занимают отечественные стартапы

Подробнее
08.10.20ICT.Moscow
Медицина сквозь VR: кейсы, тренды и барьеры

Ключевое о состоянии рынка VR/AR в здравоохранении, его специфике и направлениях развития

Подробнее
14.09.20ICT.Moscow
Технологии в туризме и культурном досуге: перспективы платформ и влияние COVID-19

Мнения участников рынка об особенностях разработки и потребления ИТ-решений в сфере культуры и туризма

Подробнее
20.08.20ICT.Moscow
Главное в VR/AR сегодня: новые тенденции и иной взгляд на устоявшиеся тренды

Эксперты — о росте индустрии и пользе от внедрения VR/AR-решений, прогнозы и новые вызовы

Подробнее
19.08.20ICT.Moscow
ICT.Moscow запустил открытую базу знаний по VR/AR

Более 120 практик применений VR/AR

Подробнее
21.07.20ICT.Moscow
Медиатренды II квартала 2020 года: время «ковида» и искусственного интеллекта

Обзор упоминаний различных технологий в российских СМИ за II квартал 2020 года

Подробнее
08.07.20ICT.Moscow
Ускорение 5G: обзор новых практик применения в мире

Анализ публикаций мировых СМИ о новых кейсах применения 5G

Подробнее
Получайте новости о VR/AR раньше других

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

#VR_AR

все материалы на ICT.Moscow

Развитие новых коммуникационных интернет-технологий в России и мире в 2024 году
Исследования
18.06.25 08:06
... видеохостингов и онлайн-кинотеатров, игровой индустрии, технологий виртуальной и дополненной реальности (VR ... /AR), сетей доставки контента (CDN), поисково-рекомендательных систем и др. ... Также отмечается, что ИИ может стать драйвером развития рынка пользовательских AR/VR-решений, значительно ... С одной стороны, наблюдается снижение продаж VR-устройств, с другой — интеграция ИИ и голосовых ассистентов ... России же развивается правовая дискуссия о необходимости детальной проработки юридического определения VR-пространств ...
#VR#AR
Московский экспортный центр: в 2024 году объем «поддержанного экспорта» московских ИТ-компаний составил 1,1 млрд руб.
Новости
10.06.25 09:06
... бизнес-платформы, технологии FinTech и блокчейн, цифровые двойники и системы управления городским хозяйством, AR ... /VR-решения для подготовки сотрудников. ...
Digital Economy Trends 2025
Исследования
06.06.25 06:06
... Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) применяются в образовании, производстве, медицине ...
#VR#AR
В «Яков и Партнёры» перечислили технологические тренды на рынке недвижимости
Новости
26.05.25 12:05
... превращаются в мультиформатные диджитал-пространства.В этой связи аналитики отмечают, что с развитием AR ...
Трендвотчинг рынка Enterprise Mobility Management
Исследования
23.05.25 10:05
... Особенно стандарт будет актуален через несколько лет, когда также пойдет речь о применении VR /AR для ... совместной работы, элементы ИИ; через 5–10 лет развитие могут получить 5G, периферийные вычисления и AR ...
#VR#AR
Динамика развития отрасли телекоммуникаций по итогам 2024 года
Исследования
22.05.25 06:05
... платформ для потоковой передачи видео и музыки, онлайн-магазинов, мобильного банкинга, интернета вещей, VR ... /AR, межмашинного взаимодействия, искусственного интеллекта и др.
#VR#AR
В МГУ им. М.В. Ломоносова разработали архитектуру вычислительной инфраструктуры NPC с ML и ИИ-агентами
Новости
20.05.25 12:05
... искусственного интеллекта, машинного обучения, анализа больших данных и системы дополнительной реальности (AR ...
Рейтинг крупнейших российских разработчиков ВКС-сервисов
Исследования
13.05.25 06:05
Фрагмент рейтинга. Полный список — по ссылке Издание CNews составило рейтинг крупнейших российских игроков рынка видео-конференц-связи (ВКС). Разработчики ранжировались по выручке за 2024 ...
#VR#AR
100 трендов 2025 года
Исследования
30.04.25 06:04
Аналитический центр НАФИ представил трендбук «100 трендов 2025: куда двигаться бизнесу?». В нем приводятся глобальные и российские тренды развития общества, экономики и бизнеса. Авторы опирались на ...
#VR#AR
Telecom Industry Outlook 2024
Исследования
14.04.25 07:04
... (NSA), растет потребность в 5G Standalone (SA) для технологий виртуальной и дополненной реальности (VR ... /AR), интернета вещей и создания сверхнадежной связи с минимальной задержкой. ...
#VR#AR
Экономика впечатлений в координатах виртуальных миров
Исследования
08.04.25 11:04
... Также значительное развитие прогнозируется для сегмента VR-гарнитур, который вырастет со $159 млн в 2023 ... обладает высоким потенциалом роста, особенно в сегментах игровых метавселенных, цифровых активов и VR-устройств ... Ключевыми факторами роста будут развитие VR-инфраструктуры, создание цифровых двойников городов в рамках ...
#VR
МГИМО и VR Supersonic внедрили VR-сценарии для изучения иностранных языков
Новости
19.03.25 10:03
МГИМО и VR Supersonic (резидент «Сколково») начали проект по интеграции VR в процесс изучения иностранных ... Одной из сложностей проекта стало отсутствие аналогичных методик и исследований по применению VR в обучении ... В VR Supersonic подчеркнули, что «преподаватели играют ключевую роль в создании симуляций и их внедрении ... На данный момент VR используется для обучения английскому языку, разрабатываются сценарии для немецкого ... До внедрения VR доля двоек составляла 21% от всех оценок, а после внедрения — снизилась до 12%. ...
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.


Редакция:
hello@ict.moscow
Сотрудничество:
partners@ict.moscow
Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение
ICT.Moscow

Главное в VR/AR сегодня: новые тенденции и иной взгляд на устоявшиеся тренды

20 августа 2020
26450
эксклюзивный
материал
Расскажите знакомым:

В середине августа на ICT.Moscow запущена база знаний VR/AR, где удалось собрать более ста российских и зарубежных практик внедрения технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности с 2017 года. Их анализ позволил выявить несколько заметных тенденций, которые в том числе подтверждают растущий интерес различных отраслей к технологии.

Заинтересованность в данных технологиях демонстрируют и эксперты, с которыми поговорил ICT.Moscow в рамках подготовки материала. Общение с ними не только позволило понять текущее состояние VR/AR-отрасли, но и по-новому взглянуть на тенденции, выявить некоторые неочевидные аспекты ее развития. Представители компаний, которые пилотировали проекты в сфере VR/AR, также рассказали об эффектах и перспективах дальнейшего использования технологии.

Изучить базу знаний VR/AR

COVID «виару» не помеха

Рынок иммерсивных технологий будет стремительно расти — об этом говорится в исследовании компании PwC, которое было представлено в 2019 году. В частности, прогнозировался рост объема рынка до $1,5 трлн к 2030 году, из которых свыше $1 трлн придется на сегмент дополненной реальности и $450 млрд — виртуальной. Свежий прогноз Valuates Reports о сегменте дополненной реальности тоже выглядит оптимистично: аналитики прогнозируют рост его объема с $849 млн в 2019-м до $3,7 млрд в 2026 году.

Почему прогнозы остались столь позитивными даже несмотря на вызванный пандемией COVID-19 кризис, поясняют представители Ассоциации дополненной и виртуальной реальности AVRA.

С одной стороны, приостановилось развитие направлений, связанных с мероприятиями, маркетингом, созданием развлекательного контента. Но я думаю, что эти сегменты вернутся к росту после COVID-19. С другой стороны, образовательное и промышленное направления продолжают расти, так как весной наличие VR/AR-технологий на предприятиях позволяло оперативно продолжать работу несмотря на закрытые границы и ограничения в передвижении за счет возможности с VR/AR в удаленных коммуникациях, консультациях и тренировке навыков.  

Стоит отметить большой потенциал VR/AR в промышленности, образовании, медицине, туризме и военной сфере. Это и проекты для бизнеса, и для потребителей. Запросы на разработку проектов в этом году упали из-за сокращения офлайн-активностей: деловые мероприятия и выставки, фестивали, развлекательные мероприятия. Однако повысился спрос на ритейл-решения с дополненной реальностью, удаленное взаимодействие и с AR, и с VR, а также на коммуникационные платформы для общения, проведения мероприятий и совещаний.

Екатерина Филатова

Екатерина Филатова

президент Ассоциации AVRA

Руководитель направления «Промышленность» в AVRA и генеральный директор компании Formika Lab Екатерина Дегай приводит конкретный пример позитивного эффекта в этой области.

Удаленный AR-помощник в период пандемии оказался палочкой-выручалочкой при пуско-наладке сложного зарубежного оборудования. Если раньше приезд специалистов зарубежного вендора был дорогим, то в эти месяцы он стал еще и невозможным из-за запрета на перемещения. AR помог некоторым предприятиям в эти дни избежать простоя, а также убедиться, что он способен сэкономить значительные средства.

Если последние несколько лет разработчики инвестировали в разработки в надежде на крупные сделки в будущем, сейчас пришло время этих сделок. И накопленные компетенции можно успешно монетизировать несмотря на кризис. 

Екатерина Дегай

Екатерина Дегай

руководитель направления «Промышленность» в AVRA, CEO Formika Lab

Слова экспертов убедительно демонстрируют собранные для базы знаний практики: более 25% примеров относятся к 2020 году. Из 30 отобранных за текущий год кейсов 14 — российские. Причем удалось найти российские примеры решений, разработанные как ответ на пандемию COVID-19.

Разработчик Modum Lab из Санкт-Петербурга создал проект «Коллаборативные пространства», который обеспечивает дистанционную работу сотрудников с помощью VR. Президент компании Дмитрий Кириллов рассказал ICT.Moscow, что не видит ограничений для развития иммерсивных технологий ни в контексте пандемии, ни в целом.

Текущая ситуация на рынке показывает, что особых препятствий для развития VR/AR нет. Все проблемы только в головах, а не в каких-то ограничениях. Рынок растет, появляется все больше запросов, устройства становятся дешевле, доступней, но при этом все развивается постепенно. Любой высокотехнологичный продукт не появляется моментально в руках пользователя. 

Рынок формируется и растет. Есть масштабные проекты в России и за рубежом. Все больше появляется государственных и коммерческих тендеров на VR/AR, рынок есть, и он активно наполняется проектами. Очевидно, что VR/AR-технологии будут развиваться. Остальное зависит от конкретной компании: сможет ли команда применить технологию в рамках определенного проекта, рассчитать экономику, выйти на рынок и удержаться на плаву.

Дмитрий Кириллов

Дмитрий Кириллов

президент компании Modum Lab

Сооснователь и исполнительный директор компании VRTechnologies Константин Негачев добавляет, что сейчас лучшее время для того, чтобы вкладываться в VR/AR-проекты.

Еще не так много конкурентов, и при этом существует множество решений, которые можно упаковать в продукт и масштабировать за отсутствием конкурентов не только в России, но и за ее пределами. Профессиональные инвесторы хорошо это понимают, поэтому в настоящее время трудностей с привлечением капитала здесь нет и не предвидится.

Константин Негачев

Константин Негачев

сооснователь и исполнительный директор VRTechnologies

С другой стороны, оптимизм все же должен быть осторожным. Генеральный директор VR Concept Денис Захаркин напоминает, что на рынке VR/AR не все так уж и гладко.

Можно сказать, что сейчас предложение превышает спрос и это приводит к ощущению, что вокруг больше обещаний, чем реально успешных проектов. Но успешных проектов внедрения достаточно много — у крупных клиентов, которые не готовы делиться результатами, пока не получат реальной выгоды. Но на это порой уходит несколько лет.

Денис Захаркин

Денис Захаркин

генеральный директор VR Concept

Действительно, некоторые проекты последнего времени, собранные для базы знаний, пока находятся на этапе запуска, либо они были запущены, но результаты пилотирования еще не были объявлены. Причины пояснил руководитель Центра компетенций ЛАНИТ в сфере VR&AR Илья Флакс.

Сфера VR/AR до сих пор очень сложна, рынок находится на этапе становления. Разработка стоит немалых денег, а выхлоп пока оставляет желать лучшего. Платформы не так развиты, как хотелось бы, и, конечно же, размер аудитории и ее активность невелики.

Денег на b2c рынке немного, и разработчики ждут эру потребительского VR. Другое дело – сегмент b2b, где с каждым годом применение технологий виртуальной реальности растет. Сферы применения: обучение hard skills и soft skills, симуляторы, медицина, ритейл и продажа недвижимости. В сегменте b2b можно ожидать прибыли, и количество игроков на рынке стремительно увеличивается.

Илья Флакс

Илья Флакс

руководитель Центра компетенций ЛАНИТ в сфере VR&AR


Богатый ландшафт применения

Илья Флакс упомянул, что сферы применения технологий относятся по большей части к сегменту b2b. Это подтверждается найденными для базы знаний кейсами применения технологии. Наиболее распространенными сферами применения технологии в мире стали медицина, обучение, культура и туризм, промышленность. В случае с российскими кейсами ситуация примерно та же, только в сфере обучения удалось найти на один кейс больше, чем в медицине.

Важно понимать: если даже кейс относится к медицине или промышленности, зачастую речь идет все равно об обучении сотрудников тем или иным навыкам (хотя кейсы применения VR/AR в учебных заведениях тоже есть). Показательным примером может служить кейс фармацевтической компании Biocad.

Мы применяем технологии VR/AR для знакомства новых сотрудников с лабораториями и производством, а также для обучения сложным технологическим процессам. Это позитивный опыт во всех отношениях: использование VR/AR позволяет нам быть гибкими с точки зрения временных и человеческих ресурсов. Например, для организации экскурсии на производство или в лабораторию не требуется усилий вообще, достаточно прийти к нам в корпоративный музей и посмотреть экскурсию с помощью VR-очков.

Применение технологии для обучения дает возможность новому сотруднику симулировать свои действия в виртуальной среде и таким образом изучить процесс, последовательность действий. Это позволяет максимально оптимизировать временные затраты наставника на обучение, минимизировать возможные ошибки и риски потери расходных материалов в период обучения.

Анна Борисова

Анна Борисова

старший HR-партнер по направлению «Производство и качество» Biocad

Президент AVRA Екатерина Филатова отмечает, что VR/AR-практики будут активнее внедряться при условии наличия широкого канала связи 5G. По ее мнению, это поспособствует развитию телемедицины, общению на расстоянии с помощью VR, проведению трансляций спортивных соревнований, а также более активному использованию дополненной реальности в туризме, навигации и коммуникациях.

Иммерсивные технологии могут быть полезными и для развития городской инфраструктуры. Например, в апреле 2020 года компания «ЛАНИТ-Интеграция» внедрила в главном коронавирусном центре Москвы VR-систему для удаленной координации действий медиков. Каких эффектов удалось достичь с помощью этого пилотного проекта и как он будет развиваться в дальнейшем, рассказал Илья Флакс.

Применение технологии позволило медицинским сотрудникам и экспертам снизить риск заражения, минимизируя контакты с пациентами в красных зонах. Именно эффект сокращения рисков лежал в основе проекта. Позитивен ли полученный опыт? Конечно. Нам он позволил глубоко изучить проблематику медицинских учреждений и найти сценарии применения технологии в медицине.

Сейчас мы адаптируем систему для применения в хирургии, реабилитологии, в научных медицинских центрах, для бригад дежурных служб и бригад скорой медицинской помощи. У нас уже есть представление, как можно использовать технологию и в военной медицине и медицине катастроф.

Илья Флакс

Илья Флакс

руководитель Центра компетенций ЛАНИТ в сфере VR&AR

Технология будет интересна и в других направлениях развития городов. Наиболее перспективные сферы применения перечислил руководитель направления «Киберспорт и XR» ДИТ Москвы Эльдар Файзуллин.

Особенно технология AR/VR будет интересна для развития культуры и туризма. Например, это могут быть игры и квесты в масштабе города, которые позволят заинтересовать современное поколение историей и культурой через игровые механики.

В городском хозяйстве можно создавать AR-приложения с игровыми механиками, которые, например, объяснят жителям города, как экономить воду, расскажут об экологии и сохранении природных ресурсов.

Для МЧС и полиции — VR-тренажеры с обратной тактильной связью, которые заранее подготовят сотрудника к разным сценариям и ситуациям, тренируя нейропластичность мозга с использованием игровых механик. В данном случае это позволит создать контролируемую и безопасную среду для обучения.

Эльдар Файзуллин

Эльдар Файзуллин

руководитель направления «Киберспорт и XR» ДИТ Москвы


Технология для больших компаний

Собранные в базе знаний российские кейсы показывают, что технологии VR/AR внедряют у себя преимущественно крупные корпорации, торговые сети либо телеком-операторы.

Одной из наиболее заметных российских промышленных компаний, работающих с технологиями VR/AR, стала «Газпром нефть» — с ней так или иначе связано четыре кейса, собранные для базы знаний. Руководитель направления Центра технологий AR/VR «Газпром нефти» подтвердил, что на крупном предприятии иммерсивные технологии действительно могут применяться для широкого спектра задач.

Использование технологии позволяет ускорять процессы — более эффективно принимать решения, быстрее проходить процессы согласования, требующие участия большой рабочей группы, быстрее получать информацию в сложных условиях. Результаты внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности варьируются в зависимости от направления использования. В их числе экономические факторы (сокращение издержек на обучение сотрудников и приемку оборудования), а также качественные показатели (повышение производительности труда и эффективности работы).

Владимир Стишкин

Владимир Стишкин

руководитель направления Центра технологий AR/VR «Газпром нефти»

Говоря о возможной полезности VR/AR для различных отраслей, Илья Симонов из компании КРОК также выделяет промышленность, объясняя и причину заинтересованности прежде всего крупных компаний в технологии.

Сегодня виртуальная реальность используется не только в индустрии развлечений, но и в культурной, финансовой сферах, а также в ритейле и промышленности. В последней она применяется для обучения сотрудников предприятий в безопасной среде. Отработка навыков происходит не на реальном оборудовании, а в учебных классах с помощью шлемов виртуальной реальности. Виртуальная среда позволяет создавать тренинги по работе с оборудованием, а также моделировать аварийные ситуации и воспроизводить другие необходимые для обучения сценарии. Это снижает вероятность аварий и несчастных случаев на заводах.

Илья Симонов

Илья Симонов

директор «КРОК Иммерсивные технологии»


VR/AR — не первый шаг

Рассказывая о практиках внедрения технологий в реальные промышленные и бизнес-процессы и о возможных барьерах, эксперты отметили важный момент: предприятие должно быть готово к внедрению VR/AR. Причем готово не только финансово: применение иммерсивных технологий должно базироваться на подготовленном технологическом фундаменте.

Сегодня многие промышленные предприятия проходят процесс цифровизации, пытаясь оптимизировать с помощью различных технологий производственный процесс. И будем честными: VR/AR в этой цепочке – далеко не первый шаг. Чтобы эффективно использовать AR, предприятие уже должно проделать большой путь: уже должна быть выстроена цифровая инфраструктура, автоматизированы процессы. Тогда это будет действительно эффективно.

Также у VR/AR-проектов внутри компании должен быть лидер, который обладает компетенциями, а также верой в технологию. Он действительно должен быть глубоко ей увлечен. Это если говорить о руководящем составе. Но важно помнить и об исполнителях: технология должна быть для них дружелюбной, понятной и полезной. AR-очки должны им нравиться, в них должно быть удобнее работать, чем без них. Без этого все разработки будут просто бессмысленными. 

Екатерина Дегай

Екатерина Дегай

руководитель направления «Промышленность» в AVRA, CEO Formika Lab

Об этом говорит и Денис Захаркин из VR Concept. По его словам, несмотря на то, что VR/AR-отрасль сильно выросла за последние годы, при этом заметно упав в цене, одним из главных стоп-факторов для ее внедрения на предприятиях является недостаток качественного самостоятельного VR/AR-контента. Соответственно, для запуска проектов требуется проделать подготовительную работу.

Основным препятствием, как всегда, является контент. На игровом рынке это качественные, цельные игровые проекты, а в промышленности — наличие цифровых двойников выпускаемых или находящихся в эксплуатации изделий (в строительстве — 3D-моделей строящихся объектов). Чтобы бизнес быстрее внедрял VR, сначала им нужно у себя внедрить 3D-проектирование (BIM и системы автоматизированного проектирования), то есть нужно иметь 3D-объекты зданий, машин, завода и т.д.

Денис Захаркин

Денис Захаркин

генеральный директор VR Concept

К слову, проблему с разработками в области софта, которые прямо ограничивают внедрение технологий на практике, признают и сами разработчики.

Пока все еще не наработаны лучшие практики дизайна в виртуальной и дополненной реальности. Мало исследований на тему применения технологий с цифрами, говорящими о том, как человек реагирует и как правильно строить виртуальную и дополненную реальность, чтобы она была эффективна и user-friendly. 

Также на рынке мало у кого есть устройства VR, поэтому делать контент для конечного пользователя невыгодно. Это приводит к тому, что пользователи не хотят покупать устройства. Этот порочный круг размыкают технологические гиганты (например, Facebook), которые инвестируют в виртуальную и дополненную реальность средства, тем самым способствуя созданию контента. Соответственно, для пользователей VR становится более привлекательным.

Юрий Слатин

Юрий Слатин

генеральный директор креативного агентства разработки AR/VR-решений LikeVR


Нужно больше компетенций

Проблема с конечным контентом в сфере VR/AR известна довольно давно, однако важно понять, почему так происходит. Мыслями по этому поводу разработчики также поделились с ICT.Moscow.

Сегодня на рынке нет выработанного инструментария, который позволяет создавать VR-проекты быстро. Из-за этого командам приходится делать много работы с нуля. Поэтому еще один ценный для VR-разработчика навык — умение делать инструменты по автоматизации и оптимизации.

Илья Симонов

Илья Симонов

директор «КРОК Иммерсивные технологии»

Константин Негачев из VRTechnologies добавил, что для качественной разработки VR/AR-решений компаниям как правило требуется собственный центр компетенций, куда будет входить разнопрофильная и высокопрофессиональная команда разработчиков.

На сегодняшний день на мировом рынке по разным причинам не очень много действительно классных исполнителей, поэтому спрос кратно превышает возможности разработчиков. Безусловно это влияет на качество и цену. Если вы обладаете профессиональной разносторонней командой, которая может решить весь спектр задач, возникающих в области иммерсивных технологий, заработок будет очень хорошим.

Практически все крупные компании имеют собственные центры компетенций и команды, которые готовят решения на базе иммерсивных технологий. Однако такой путь развития не является беспроигрышным, так как в подобных центрах компетенций очень редко получается собрать первоклассных специалистов полного цикла, которые смогли бы решить задачи любого уровня: от отрисовки и анимации моделей до работы с разнообразными системами трекинга и разработкой реалистичных весогабаритных моделей и мультимедийных контроллеров.

Константин Негачев

Константин Негачев

сооснователь и исполнительный директор VRTechnologies

Еще одна проблема, которая регулярно встает перед разработчиками, — непонимание того, что требуется клиентам на рынке. По мнению генерального директора VR Professionals Станислава Старых, это главный барьер для внедрения иммерсивных технологий.

Единственная преграда — отсутствие необходимых знаний и навыков у VR-поставщиков. Сама технология никому не нужна, нужно решение конкретных отраслевых задач. Для этого надо знать не только VR, но и конкретную отрасль, для которой разрабатывается решение — ее специфику, задачи и т.д. Проблема, что в большинстве VR-компаний таких знаний нет. В итоге заказчики должны сами придумывать, зачем им нужен VR. А потом еще тратить уйму времени для объяснения разработчику, что от него хотят.

Станислав Старых

Станислав Старых

генеральный директор VR Professionals

Виталий Степанов, руководитель отдела развития и инноваций Varwin, считает, что эта задача — объяснение того, что требуется от разработчика, — лежит прежде всего на заказчике.

Среди основных препятствий для развития и внедрения технологий VR/AR я бы назвал низкий уровень компетенций в формировании задач для виртуальной реальности. Это приводит к разработке в VR ради VR и не имеет полезного экономического эффекта, когда расходы на новую технологию окупаются эффективным решением существующих проблем.

Виталий Степанов

Виталий Степанов

руководитель отдела развития и инноваций Varwin

Сооснователь и технический директор компании Rubius Антон Кудинов обратил внимание на то, что разработчики и интеграторы также могут столкнуться со сложностями с доступом к VR/AR-устройствам.

Производители наиболее интересных AR/VR-устройств не прошли сертификацию в РФ, и все существующие поставки по сути «серые». Для пилотных проектов это небольшая проблема, а для полноценного развертывания масштабных решений в госкорпорациях и у крупного бизнеса — стоп-фактор при закупках. К сожалению, не вижу перспективы решения этой проблемы, пока российский рынок не станет достаточно интересным для вендоров по масштабу продаж в сопоставлении с затратами на сертификацию

Антон Кудинов

Антон Кудинов

сооснователь, технический директор Rubius

Впрочем, по заверению Владимира Горохова, директор по продажам направления AR «Инлайн Груп» (компании-разработчика собственной AR-платформы для промышленности), есть зарубежные производители, которые официально поставляют свои устройства на российский рынок.

Для официального ввоза в РФ для коммерческих целей «умных очков» необходимо желание и участие не только российской компании, но и самого производителя, который в том числе предоставляет документы для прохождения формальных процедур сертификации согласно таможенным правилам РФ. Такую работу на данный момент провели только часть поставщиков: RealWear, Epson и частично Vuzix. Другие компании-поставщики AR-очков, такие как Microsoft, Google, Magic Leap, Nreal, по имеющейся у нас информации, не планируют на 2020 год сертификацию в РФ. 

Владимир Горохов

Владимир Горохов

директор по продажам направления AR «Инлайн Груп»


Что дальше? 

Несмотря на различного рода сложности, включая вызванный пандемией кризис, эксперты в целом позитивно смотрят на перспективу развития VR/AR. В частности, они ожидают значительного роста инвестиций, а также рассчитывают на стандарт 5G, который позволит перевести основные вычисления в облачную инфраструктуру.

Во многих странах сегодня проблем с внедрением подобных проектов нет, так как они уже доказали свою эффективность. В России до сих пор существует некая неуверенность в этих технологиях, однако она проходит прямо сейчас — еженедельно на разных тендерных площадках можно увидеть множество заявок на выполнение работ, связанных с иммерсивными технологиями. С точки зрения развития VR/AR следующими шагами должны стать:

1) создание системы трекинга, которая позволит получать максимальный пользовательский опыт на маленьких пространствах;

2) разработка реалистичной системы тактильных ощущений пользователя, у которого должна появиться возможность ощущать буквально все — от преград и разных предметов до воздействия на собственное тело.

Оба эти пункта наверняка будут реализованы в течение этого десятилетия.

Константин Негачев

Константин Негачев

сооснователь и исполнительный директор VRTechnologies

Те, кто начинал разрабатывать решения в области иммерсивных технологий несколько лет назад, будут основными игроками в ближайшем будущем при условии продолжения исследований и экспериментов в условиях ограниченного бюджета. (...) Инвестиции также продолжатся и увеличатся с фокусом на дополненной реальности. Хотя я уверен, что потенциал VR еще не раскрыт.

Андрей Дробитько

Андрей Дробитько

генеральный директор SketchAR

Думаю, история с карантином и прогресс в появлении нового оборудования ведут ситуацию к тому, что технология будет более доступной, а значит, более востребованной. Это откроет новые раунды инвестиций, они будут более осмысленные и экономически обоснованные. 

Виталий Степанов

Виталий Степанов

руководитель отдела развития и инноваций Varwin

Уже сейчас можно получать серьезные выгоды и преимущества перед конкурентами. Компании, которые окажутся в начале этого пути, безусловно, будут технологически сильнее. Мы не видим смысла ждать и откладывать проекты до более совершенных устройств, или более совершенных софтверных решений.

Классический AR в ближайшие 5-10 лет, по нашему мнению, будет более востребован в розничном сегменте с точки зрения индустрии развлечений, путешествий, культуры и искусства, образования. В дальнейшие 10-20 лет классический AR должен завоевать более уверенные позиции среди корпоративного потребителя. Однако разработчикам предстоит сделать еще очень много, чтобы перейти от прототипов отдельных узлов и агрегатов в 3D, которые мы часто видим на выставках, до реальных внедрений на производстве, когда с этим 3D можно оперативно проводить текущие операции, а не просто разглядывать красивую картинку с разных сторон.

Владимир Горохов

Владимир Горохов

директор по продажам направления AR «Инлайн Груп»

В ближайшие несколько лет инвестиции будут преимущественно в VR-оборудование. Но зарабатывают сейчас на технологии в первую очередь те, кто разрабатывает контент и программное обеспечение. В ближайшие 5 лет ожидаю появление шлемов смешанной реальности — наиболее перспективной технологии для массового потребителя. Сейчас они пока существуют как узкоспециализированные решения, что ограничивает их распространение.

Через 10-15 лет можно ожидать распространение высокоскоростного интернета, что сможет позволить значительно изменить формфактор устройств, снизив вес и размеры, благодаря тому, что все расчеты можно будете перенести в «облако». Когда VR/AR-устройство будет выглядеть как обычные очки или даже линзы, начнется золотой век этой технологии и массовое распространение.

Денис Захаркин

Денис Захаркин

генеральный директор VR Concept

VR и AR — это в основном про контент, и этот контент тяжелый. Для его доставки и синхронизации между большим числом пользователей нужна высокая пропускная способность интернета, нужен интернет-канал с высокими требованиями к нему, который пока не обеспечивается в полной мере. Говоря коротко, нужен 5G. А пока полноценно не работает доставка контента, нельзя все действия совершать в «облаке», чтобы снизить уровень требований к пользовательским устройствам.

Юрий Слатин 

Юрий Слатин 

генеральный директор креативного агентства разработки AR/VR-решений LikeVR


Базу знаний VR/AR с более чем 120 практиками применения технологии в различных отраслях можно изучить здесь.

Поделиться мнением относительно перспективности технологии, рассказать о собственных кейсах ее применения можно, написав на hello@ict.moscow