База знаний ИИБаза знаний ИИ
logo ict.moscow
лента новостей о технологиях
лента об искусственном интеллекте
аналитика
мероприятия
презентации
акторы
карты рынка
ит-решения
подборки ИТ-решений
кейсы
статьи
мониторинги аналитики
реакции отрасли
искусственный интеллект
информационная безопасность
smart city moscow
все базы знаний
TG ОБ ИКТ
TG ОБ ИИ
TG О ТЕЛЕКОМЕ
TG ОБ АНАЛИТИКЕ
  • московские решения
  • аналитика рынка
  • кейсы
  • презентации
  • ICT.moscow о VR/AR
  • подписка
  • материалы по теме
ГлавнаяСпецпроектыБаза знаний VR/AR
205753

VR/AR

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) активно освещаются в СМИ и вошли в список стратегических трендов текущего года по данным Gartner. При этом российский рынок VR/AR входит в десятку быстрорастущих рынков мира, индустрия продолжает привлекать внимание крупных игроков.

Открытая база знаний ICT.Moscow о VR/AR позволит изучить готовые решения московских разработчиков, кейсы компаний из разных отраслей, которые внедряют данные технологии, а также ознакомиться с аналитикой рынка и эксклюзивными материалами.

Рассказать о проекте:
ВконтактеEmail
Видео-кейсы

Московские VR/AR-решения(65)

Витрина VR/AR проектов от московских разработчиков

Мобин

Cистема мобильного мониторинга

AIcontrol

ИИ-платформа для составления инструкций

ServiceVizor

Система автоматизации технического обслуживания и ремонта

расскажите о
своем проекте
заполните форму
VR-тренажер HSE

Виртуальный тренажер по технике безопасности

24TTL

Комплекс сервисов для аналитики и управления карточками товаров на маркетплейсах

Helmeton

VR-устройство

Виртуальный завод 2.0

Симуляционный виртуальный фармацевтический комплекс

Рассказать о проекте:
ВконтактеEmail

Аналитика рынка

Подсчеты, оценки, прогнозы аналитиков и исследования по теме VR/AR

В перспективе 4–5 лет Россия может стать видимым игроком на международной арене VR/AR-решений и занять более 15% мирового рынка. В отличие от глобального рынка, который сконцентрирован на решениях для потребителей, в России преобладает разработка VR/AR-технологий для бизнеса.

Большой интерес к технологии проявляют крупные компании, которые открывают собственные лаборатории VR/AR. По подсчетам KPMG, 21% компаний уже активно внедряют технологии.

По данным Ассоциации AVRA в 2019 году в России насчитывалось более 400 компаний, создающих VR/AR-решения.

99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
Высокие затраты на создание инфраструктуры и неподготовленность специалистов являются основными барьерами к внедрению VR/AR в промышленностиAVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
в 10
быстрорастущих рынков мира вошел российский VR-рынок в 2018 г.PWC «Медиаиндустрия в 2019–2023 гг.»
68%
промышленных предприятий в России планируют инвестировать в AR в 2020 г.AVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
21%
крупнейших отечественных компаний уже применяют VR/AR-технологииKPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019
>400
российских компаний создают VR/AR-решенияAVRA «Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России», 2019
653
млн руб
составила господдержка VR/AR-проектов в России в 2019 годуПрайм
99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
Высокие затраты на создание инфраструктуры и неподготовленность специалистов являются основными барьерами к внедрению VR/AR в промышленностиAVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
в 10
быстрорастущих рынков мира вошел российский VR-рынок в 2018 г.PWC «Медиаиндустрия в 2019–2023 гг.»
68%
промышленных предприятий в России планируют инвестировать в AR в 2020 г.AVRA «Применение AR/VR на промышленных предприятиях», 2019
21%
крупнейших отечественных компаний уже применяют VR/AR-технологииKPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», 2019
>400
российских компаний создают VR/AR-решенияAVRA «Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России», 2019
653
млн руб
составила господдержка VR/AR-проектов в России в 2019 годуПрайм
99
тыс.
упоминаний VR/AR в российских СМИ было в 2019 годуICT.Moscow «Медиатренды 2019 года», 2020
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
5G
является существенным драйвером распространения VR/AR для массового потребителяAVRA, Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России, 2019
> 824
тыс.
рабочих мест в мире появилось благодаря технологии в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$46
млрд
составил объем мирового рынка VR/AR в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
5G
является существенным драйвером распространения VR/AR для массового потребителяAVRA, Тренды рынка дополненной и виртуальной реальности в России, 2019
> 824
тыс.
рабочих мест в мире появилось благодаря технологии в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$46
млрд
составил объем мирового рынка VR/AR в 2019 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019
$1,5
трлн
достигнет объем мирового рынка VR/AR к 2030 г.PWC, Seeing is believing How virtual reality and augmented reality are transforming business and the economy, 2019

В 2020 году тренд на мультиэкспериментальность, основанный на технологиях VR/AR, возглавил рейтинг стратегических трендов 2020 Gartner. Технология получила серьезное развитие на рынках развлечений и маркетинга, но также активно внедряются и в сферах промышленности, образования, здравоохранения и потребительских сервисов.

По данным PwC, в 2019 году индустрия VR/AR составляла $46 млрд, а к 2030 году она вырастет в 30 раз и достигнет $1,5 трлн. Лидерами по затратам в области VR/AR в 2020 году, по прогнозам IDС, будет Китай — страна вложит в это направление около $5,8 млрд, США и Западная Европа — $5,1 и $3,3 млрд соответственно.

В мире насчитывается более 2 тыс. компаний, занимающихся разработками в сфере иммерсивных технологий.

18.06.25Ростелеком
Развитие новых коммуникационных интернет-технологий в России и мире в 2024 году

Интеграция ИИ в сервисы трансформирует их в комплексные экосистемы.

Подробнее
06.06.25Digital Cooperation Organization
Digital Economy Trends 2025

Объем рынка цифровой экономики может достигнуть $24 трлн в 2025 году, составив 21% мирового ВВП.

Подробнее
23.05.25TAdviser
Трендвотчинг рынка Enterprise Mobility Management

Модель безопасности Zero Trust — в числе трендов российского рынка EMM.

Подробнее
добавить
исследование
заполните форму
22.05.25НИУ ВШЭ
Динамика развития отрасли телекоммуникаций по итогам 2024 года

В 2024 году объем телеком-услуг в России впервые превысил 2 трлн руб.

Подробнее
13.05.25CNews
Рейтинг крупнейших российских разработчиков ВКС-сервисов

IVA Technologies, VK Tech и NexTouch стали лидерами рейтинга.

Подробнее
30.04.25Аналитический центр НАФИ
100 трендов 2025 года

Обзор ключевых мегатрендов 2025 года.

Подробнее
14.04.25Infosys
Telecom Industry Outlook 2024

До $4 трлн к 2028 году за счет развития ГенИИ и повышенного спроса на быстрый интернет вырастет мировой телеком-рынок .

Подробнее
все исследования

Как компании внедряют VR/AR(188)

  • medtech
  • образование
  • промышленность и энергетика
  • культура и искусство
  • развлечения и медиа
  • hr-tech
  • туризм
  • логистика и транспорт
  • строительство и недвижимость
  • спорт
  • безопасность
  • ритейл и e-commerce
  • телеком
  • сельское хозяйство и агропромышленность
  • fintech
  • клиентская поддержка
  • связь
  • прочее
  • зарубежные кейсы
  • российские кейсы
DreamPortОбучение по проведению работ на электроустановках
посмотреть
Обновлено 21.03.24
Boston Dynamics, SingtelМониторинг строительства зданий
посмотреть
Обновлено 14.03.23
VerizonВидеотрансляции матча Национальной футбольной лиги посредством сетей 5G и AR
посмотреть
Обновлено 26.05.22
расскажите о своем кейсе
Заполните
форму
Orange, Nokia, Axyn RobotiqueВнедрение 5G-сети на заводе энергетического оборудования
посмотреть
Обновлено 25.02.22
AttilanОбучение работе с биоэлектрическими протезами с применение VR-технологии
посмотреть
Обновлено 15.02.22
VerizonУправление просмотром автогонки через AR-портал
посмотреть
Обновлено 09.02.22
Знакомство с историей страны посредством 5G и XR
посмотреть
Обновлено 09.02.22

Презентации(64)

Презентации от московских разработчиков и материалы с отраслевых мероприятий

5G DemoDay’23
25.08.23ДИТ Москвы
#инновации#телеком#5G#искусственный_интеллект#AR#Роболет#Анриа_Ресерч#Эдкар#VOLTEP#Правительство_Москвы#ДИТ
17.34Mb
Технологии TeamViewer для удаленной работы: удаленный доступ, ассистент дополненной реальности, CoBrowsing

Максим Жестеров.

18.02.22TeamViewer
#удаленный_доступ#AR#TeamViewer
5.25Mb
Helmeton — разработчик решений в сфере VR/AR

Презентация компании.

23.12.21Helmeton
#стартапы#телеком#VR#AR#5G#Helmeton
850.06Kb
добавить
презентацию
заполните форму
Цифровой инструмент для сотрудника. Очки дополненной реальности

Владимир Горохов.

20.12.21Инлайн Груп
#AR#Инлайн
1.22Mb
VR для HR

Никита Соколов.

05.04.21Softline
#HR-Tech#VR#Softline
1.56Mb
Цифровые технологии на промышленном производстве «ЗапСибНефтехим». Реализация цифровых решений индустрии 4.0

Юрий Дерюгин.

01.04.21Сибур
#AR#интернет_вещей#Сибур
12.65Mb
Цифровизация сквозных производственных процессов

Кирилл Семион.

05.03.21РЖД
#цифровая_трансформация#AR#РЖД
1.43Mb
Все презентации

Материалы ICT.Moscow по теме VR/AR(10)

Статьи и экспертные комментарии в рамках спецпроекта

11.08.22
ИТ-медиатренды первого полугодия 2022: рост упоминаний импортозамещения и переменчивость интереса к технологиям

Обзор динамики упоминаний технологий и технонаправлений в российских медиа в первом полугодии 2022

Подробнее
29.10.20ICT.Moscow
Промышленный VR/AR: кейсы и особенности рынка

Существенную долю рынка среди разработчиков софта занимают отечественные стартапы

Подробнее
08.10.20ICT.Moscow
Медицина сквозь VR: кейсы, тренды и барьеры

Ключевое о состоянии рынка VR/AR в здравоохранении, его специфике и направлениях развития

Подробнее
14.09.20ICT.Moscow
Технологии в туризме и культурном досуге: перспективы платформ и влияние COVID-19

Мнения участников рынка об особенностях разработки и потребления ИТ-решений в сфере культуры и туризма

Подробнее
20.08.20ICT.Moscow
Главное в VR/AR сегодня: новые тенденции и иной взгляд на устоявшиеся тренды

Эксперты — о росте индустрии и пользе от внедрения VR/AR-решений, прогнозы и новые вызовы

Подробнее
19.08.20ICT.Moscow
ICT.Moscow запустил открытую базу знаний по VR/AR

Более 120 практик применений VR/AR

Подробнее
21.07.20ICT.Moscow
Медиатренды II квартала 2020 года: время «ковида» и искусственного интеллекта

Обзор упоминаний различных технологий в российских СМИ за II квартал 2020 года

Подробнее
08.07.20ICT.Moscow
Ускорение 5G: обзор новых практик применения в мире

Анализ публикаций мировых СМИ о новых кейсах применения 5G

Подробнее
Получайте новости о VR/AR раньше других

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

#VR_AR

все материалы на ICT.Moscow

Развитие новых коммуникационных интернет-технологий в России и мире в 2024 году
Исследования
18.06.25 08:06
... видеохостингов и онлайн-кинотеатров, игровой индустрии, технологий виртуальной и дополненной реальности (VR ... /AR), сетей доставки контента (CDN), поисково-рекомендательных систем и др. ... Также отмечается, что ИИ может стать драйвером развития рынка пользовательских AR/VR-решений, значительно ... С одной стороны, наблюдается снижение продаж VR-устройств, с другой — интеграция ИИ и голосовых ассистентов ... России же развивается правовая дискуссия о необходимости детальной проработки юридического определения VR-пространств ...
#VR#AR
Московский экспортный центр: в 2024 году объем «поддержанного экспорта» московских ИТ-компаний составил 1,1 млрд руб.
Новости
10.06.25 09:06
... бизнес-платформы, технологии FinTech и блокчейн, цифровые двойники и системы управления городским хозяйством, AR ... /VR-решения для подготовки сотрудников. ...
Digital Economy Trends 2025
Исследования
06.06.25 06:06
... Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) применяются в образовании, производстве, медицине ...
#VR#AR
В «Яков и Партнёры» перечислили технологические тренды на рынке недвижимости
Новости
26.05.25 12:05
... превращаются в мультиформатные диджитал-пространства.В этой связи аналитики отмечают, что с развитием AR ...
Трендвотчинг рынка Enterprise Mobility Management
Исследования
23.05.25 10:05
... Особенно стандарт будет актуален через несколько лет, когда также пойдет речь о применении VR /AR для ... совместной работы, элементы ИИ; через 5–10 лет развитие могут получить 5G, периферийные вычисления и AR ...
#VR#AR
Динамика развития отрасли телекоммуникаций по итогам 2024 года
Исследования
22.05.25 06:05
... платформ для потоковой передачи видео и музыки, онлайн-магазинов, мобильного банкинга, интернета вещей, VR ... /AR, межмашинного взаимодействия, искусственного интеллекта и др.
#VR#AR
В МГУ им. М.В. Ломоносова разработали архитектуру вычислительной инфраструктуры NPC с ML и ИИ-агентами
Новости
20.05.25 12:05
... искусственного интеллекта, машинного обучения, анализа больших данных и системы дополнительной реальности (AR ...
Рейтинг крупнейших российских разработчиков ВКС-сервисов
Исследования
13.05.25 06:05
Фрагмент рейтинга. Полный список — по ссылке Издание CNews составило рейтинг крупнейших российских игроков рынка видео-конференц-связи (ВКС). Разработчики ранжировались по выручке за 2024 ...
#VR#AR
100 трендов 2025 года
Исследования
30.04.25 06:04
Аналитический центр НАФИ представил трендбук «100 трендов 2025: куда двигаться бизнесу?». В нем приводятся глобальные и российские тренды развития общества, экономики и бизнеса. Авторы опирались на ...
#VR#AR
Telecom Industry Outlook 2024
Исследования
14.04.25 07:04
... (NSA), растет потребность в 5G Standalone (SA) для технологий виртуальной и дополненной реальности (VR ... /AR), интернета вещей и создания сверхнадежной связи с минимальной задержкой. ...
#VR#AR
Экономика впечатлений в координатах виртуальных миров
Исследования
08.04.25 11:04
... Также значительное развитие прогнозируется для сегмента VR-гарнитур, который вырастет со $159 млн в 2023 ... обладает высоким потенциалом роста, особенно в сегментах игровых метавселенных, цифровых активов и VR-устройств ... Ключевыми факторами роста будут развитие VR-инфраструктуры, создание цифровых двойников городов в рамках ...
#VR
МГИМО и VR Supersonic внедрили VR-сценарии для изучения иностранных языков
Новости
19.03.25 10:03
МГИМО и VR Supersonic (резидент «Сколково») начали проект по интеграции VR в процесс изучения иностранных ... Одной из сложностей проекта стало отсутствие аналогичных методик и исследований по применению VR в обучении ... В VR Supersonic подчеркнули, что «преподаватели играют ключевую роль в создании симуляций и их внедрении ... На данный момент VR используется для обучения английскому языку, разрабатываются сценарии для немецкого ... До внедрения VR доля двоек составляла 21% от всех оценок, а после внедрения — снизилась до 12%. ...
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.


Редакция:
hello@ict.moscow
Сотрудничество:
partners@ict.moscow
Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение
ICT.Moscow

Промышленный VR/AR: кейсы и особенности рынка

29 октября 2020
21115
эксклюзивный
материал
Расскажите знакомым:

В базе знаний виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) на ICT.Moscow насчитывается почти два десятка кейсов применения технологии в промышленности. Например, для проведения удаленной диагностики оборудования, виртуального моделирования, обучения работе на предприятиях и т.д.

О состоянии рынка VR/AR в промышленности, особенностях разработки решений для этого сектора, сложностях их внедрения в производственный процесс, а также о том, как COVID-19 повлиял на развитие направления, ICT.Moscow рассказали эксперты и участники рынка. Среди них — представители KPMG, FormikaLab, КРОК, VR Concept, Modum Lab, VR CORP, «Сибура», а также «Газпром нефти». 

Отечественный софт

К 2022 году российский рынок промышленных решений виртуальной и дополненной реальности может достичь 9,2 млрд рублей при пессимистичном сценарии и среднегодовом темпе роста в 55%. При более благоприятном развитии — с ростом 85% ежегодно — объем сегмента составит 18,7 млрд рублей. Такой прогноз еще в середине 2019 года представили TAdviser и КРОК в совместном исследовании. По итогам 2018 года аналитики оценивали рынок в 1,6 млрд руб.  

В более позднем исследовании профильной отраслевой ассоциации AVRA отмечалось, что на ноябрь 2019 года 34% российских предприятий имели реализованные VR-кейсы и еще 18% — кейсы AR.  KPMG в том же 2019 году оценивал проникновение технологии виртуальной и дополненной реальности в металлургию на уровне 33%, в нефтегазовый сектор — 25%.

Как рассказали ICT.Moscow эксперты, сейчас рынок VR/AR в промышленности только формируется. Количество компаний на нем пока невелико, так как для работы в этом сегменте нужна глубокая экспертиза — знание сборочных операций, регламентов по обслуживанию оборудования, учет требований к пожарной безопасности и пр. При этом сложность разработки напрямую влияет на стоимость решений, что может стать одним из факторов интереса к рынку, поясняет Екатерина Дегай из FormikaLab.

На промышленном рынке на первый план выходят небольшие технологические команды и отдельные стартапы. На это обращает внимание Сергей Вихарев из KPMG в России и СНГ.

Формируются группы энтузиастов внутри промышленных холдингов, которые в рамках программ инновационного развития или цифровой трансформации делают отдельные пилотные проекты. 

Сергей Вихарев

Сергей Вихарев

директор технологической практики KPMG в России и СНГ

При этом эксперты утверждают, что на рынке доля отечественных стартапов-разработчиков софта для промышленных VR/AR-решений существенная, в то время как сами VR/AR-устройства — зарубежного производства. Екатерина Дегай из Formika Lab обращает внимание на отсутствие подобных отечественных устройств на рынке, а Екатерина Филатова из AVRA говорит о высоких требованиях промышленных компаний к оборудованию «и в части безопасности, и в части сертификации». 

Большая часть бюджетов на инновации, в том числе, на VR/AR — у крупных предприятий, которые часто в нашей стране относятся к госсектору. В этом случае политика импортозамещения предполагает использование российского софта, что дает отечественным разработчикам преференции, так что их доля существенная. Но надо отметить, что сами VR/AR-устройства, конечно, зарубежные (отечественных просто нет). 

Екатерина Дегай

Екатерина Дегай

CEO Formika Lab

Сейчас на рынке VR/AR-решений для промышленности эксперты насчитывают более 10 сильных отечественных компаний-разработчиков. Среди них — VR Concept, Modum Lab, HoloGroup, Intelligent Ideas. Что касается внедрения, то в России, как и в других странах, довольно мало предприятий, которые внедряют на производстве VR/AR-решения. Пока речь идет только об отдельных кейсах, многие из которых находятся на стадии пилота или эксперимента, а не реальной интеграции в производственный процесс. Однако предприятия, которые начали эксперименты несколько лет назад, уже близки к стадии реального внедрения и масштабирования, заключают эксперты.

На уровне государства развитие технологий виртуальной и дополненной реальности в промышленности и строительстве является одним из приоритетных направлений. Широкое внедрение VR/AR-технологий должно способствовать повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, говорится в дорожной карте «Технологии виртуальной и дополненной реальности».

Источник: Минцифры 

От экспертизы до подготовки кадров 

На практике решения виртуальной реальности применяются в промышленности в основном для обучения. Это и VR-тренажеры для отработки действий при чрезвычайных ситуациях (симуляции пожаров, взрывов, иных форс-мажорных ситуаций), и тренажеры по обучению работе со сложным оборудованием. AR-технология используются, как правило, для создания пошаговых инструкций, которые помогают обеспечить качественное выполнение сборочных операций или операций по обслуживанию оборудования, а также в качестве удаленного помощника.

Разработка всех этих решений имеет ряд особенностей. Прежде всего, это специфика самой промышленной отрасли, которую важно учитывать с точки зрения производства. Без ее глубокого понимания сложно сделать что-то действительно полезное, говорит Дмитрий Кириллов из компании Modum Lab, занимающейся созданием VR/AR-решений для обучения персонала техническим навыкам.

Есть много разных регламентов, требований и нюансов, исходя из которых необходимо выстраивать тренировочный курс. Надо посещать промышленные площадки, некоторые из которых находятся в довольно удаленных регионах страны. Попасть на эти площадки можно после прохождения различных инструктажей. Какое-то время требуется пожить там, чтобы провести предпроектные исследования и выяснить всю специфику самой площадки, объекта и тех действий, которые понадобится реализовывать в рамках самого тренажера. Подобные тренажеры, как правило, довольно сложны и охватывают действительно объемные симуляции, масштабные сценарии. 

Дмитрий Кириллов

Дмитрий Кириллов

президент Modum Lab

Более того, для разработки промышленных VR/AR-решений нужно обладать компетенциями по созданию отказоустойчивых систем, интегрирующихся с АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом), PLM (управление жизненным циклом продукта), BIM (информационная модель зданий и сооружений), MES (система управления производственными процессами) и другими системами заказчика. А главное – такое решение должно полностью соответствовать высоким требования ИТ-безопасности, соглашается Денис Захаркин из VR Concept. Компания вместе с «Дженерал Ви Ар» с 2019 года реализуют проект с холдингом «Синара – Транспортные машины», в рамках которого предприятие использует приложение виртуального прототипирования для анализа конструкции, эргономичности операций обслуживания и ремонта локомотивов в виртуальной реальности.  

Виртуальное прототипирование, «Синара - Транспортные машины»

При этом, по мнению Захаркина, ключевое отличие направления VR/AR в промышленности заключается в том, что крупные проекты как правило реализуют лидеры рынка, в то время как стартапы вынуждены объединяться друг с другом и участвовать в проектах поменьше. 

Для работы в крупных проектах с промышленностью требуется развивать компанию как интегратора с большими оборотами и полным составом компетенций для возможности вести проект и участвовать в тендере. VR/AR-компании в подавляющем случае — малые предприятия, и для участия в таких проектах выбирается работа с партнерами. Самостоятельно такие компании чаще участвуют в небольших проектах и пилотах. Крупные проекты по VR/AR часто включают в себя интеграцию и наличие компетенций, которых нет у VR/AR -разработчика.

Денис Захаркин

Денис Захаркин

CEO в VR Concept

Например, в «КРОК Иммерсивные Технологии» осознанно отказались от работы в других направлениях кроме промышленности. В компании поясняют, что уровень компетенций и накопленная экспертиза позволяют реализовывать сложные проекты. В феврале 2019 года разработчик создал цифровую модель производственного комплекса, расположенного в Тобольском нефтехимическом кластере «Сибура». 

Разработка решений на базе технологий дополненной и виртуальной реальности для промышленных предприятий требует комплексного подхода и экспертизы высокого класса не только в технологии, но и в бизнес-анализе, информационной безопасности и предметной области заказчика, например, в электроэнергетике или нефтехимии. Создавать красивый контент виртуальной реальности могут большое количество компаний и студий на рынке, но разработать полноценный обучающий тренажер и внедрить его во внутренний периметр предприятия так, чтобы этот продукт приносил пользу, могут лишь единицы. 

Станислав Якуш

Станислав Якуш

руководитель отдела по работе с клиентами и развитию бизнеса «КРОК Иммерсивные Технологии» 

Антон Кудинов из Rubius считает, что с технологической точки зрения существенных отличий у промышленных VR/AR-решений нет. Однако есть организационные моменты, свойственные данному направлению, а именно — экономика таких проектов. 

В организационной части можно отметить большее внимание заказчиков к экономике проектов – мы всегда предлагаем клиентам расчет экономического эффекта и срока окупаемости решения, и у промышленников это вызывает более живой интерес, чем у представителей других сфер. 

Антон Кудинов

Антон Кудинов

CEO в Rubius

Еще в 2018 году разработчик вместе с ГК «Цифра» представил AR-приложение для ремонта и обслуживания станков с числовым программным управлением (ЧПУ) в очках дополненной реальности Microsoft HoloLens. 

Виртуальный помощник для ремонта и обслуживания станков с ЧПУ, Rubius

Трудности внедрения

Мнение экспертов и разработчиков

Вопрос экономической целесообразности является главным факторов, сдерживающим внедрение VR/AR-технологий в промышленности. Об этом говорят как аналитики, так и сами разработчики. 

Какой бы кейс мы ни обсуждали, каждый раз главный вопрос клиента — насколько это экономически целесообразно, насколько то или иное решение способно дать ощутимую выгоду (благодаря повышению скорости операций, снижению доли брака/ошибок, более быстрому онбордингу (комплекс мероприятий для адаптации - ред.)сотрудников, снижению рисков остановки/поломки оборудования и пр.).

Екатерина Дегай

Екатерина Дегай

руководитель направления «Промышленность» в AVRA, CEO Formika Lab

При этом разработчики решений сетуют: предприятие, обращаясь за VR/AR-решением, часто ожидает, что оно уже существует в каком-то аналоге, и хочет узнать его стоимость. В ответ оно получает цену не продукта, а его разработки, отмечает Андрей Терёхин из VR CORP.

Это сопоставимо с примером, когда вы приходите в магазин, чтобы купить Microsoft Office, а получаете в ответ не стоимость лицензии, а стоимость услуг по его разработке. Явно это не то, что вы ожидали. Так происходит потому, что практически каждый раз разработка осуществляется под конкретное предприятие и его индивидуальные особенности и тиражирование невозможно. 

Андрей Терёхин

Андрей Терёхин

CEO&Founder VR CORP

После нескольких проектов разработчик может выделить некоторые унифицированные черты: «общие инструменты, общие конструкторы для создания индивидуальных процессов и наработать «жирок» для инвестиций в свой продукт и, таким образом, подтвердить необходимость на основе фактических запросов», говорит эксперт. 

Так у нас, например, появился портал дополненной реальности, потому что каждое второе предприятие просило дать инструмент для самостоятельной работы. Когда рынок начнет предлагать такие упакованные продукты по цене продукта, а не по цене разработки решения, то и начнется по-настоящему сильный рост и перестройка отрасли.

Андрей Терёхин

Андрей Терёхин

CEO&Founder VR CORP

Определяющим моментом для готовности предприятия к внедрению VR/AR-решений является также наличие у предприятия трехмерных моделей активов и оцифрованного производства и производимой продукции, отмечает гендиректор VR Concept. Эксперт утверждает, что нередко возникают сложности и с тем, что персонал предприятия еще недостаточно осведомлен о VR/AR и их возможностях. Так считает и Елена Романова из Intelligent Ideas, компания разрабатывает виртуальные 3D-тренажеры для обучения персонала предприятий нефтегазовой и энергетической отраслей. По словам Романовой, внедрение происходит быстрее и проще, когда инициатива по внедрению идет изнутри, от людей «на местах» — главных инженеров, департаментов по обслуживанию и ремонту, департаментов HR.

В этом случае технологии внедряются, так как есть потребность, есть желание, есть мотивация. Если же решение происходит на уровне руководства, а люди на местах не совсем понимают роль VR/AR, то все эти инициативы тормозятся. Таких кейсов у нас было достаточно. 

Елена Романова

Елена Романова

Intelligent Ideas 

Носимое устройство, позволяющее получать удаленную поддержку в промышленных условиях для оперативного решения задач, Intelligent Ideas

Более того, один из факторов, который сдерживает внедрение технологии на производстве и о котором говорят разработчики, — нехватка внутренних ресурсов. 

Для проработки инициативы собственными силами внутри предприятия требуется от полугода до года, чтобы определить потребность, понять проблематику и сформировать функционально технические требования. Эта работа отнимает очень много времени у специалистов предприятий и требует определенных знаний и навыков.

Станислав Якуш

Станислав Якуш

руководитель отдела по работе с клиентами и развитию бизнеса, «КРОК Иммерсивные технологии»

То, к чему готовы практически все текущие заказчики в промышленности – это, так называемая «вспомогательная реальность» (assisted reality), утверждает Игорь Гулянский из «ИНЛАЙН ГРУП». На базе своей AR-платформы «Иксар» компания реализовала пилотный проект в «Славнефть-Мегионнефтегаз» по созданию информационной системы контроля состояния оборудования и эффективности персонала.     

Навыки для создания такого контента – не сложнее, чем составить PowerPoint презентацию. AR-устройства для таких целей уже пользуются большой популярностью на рынке, они сертифицированы на применение в суровых условиях. 

Игорь Гулянский

Игорь Гулянский

руководитель направления AR в «ИНЛАЙН ГРУП»

Позиция предприятий

Лидерами по внедрению VR/AR-решений являются компании нефтегазового сектора, отмечает Екатерина Дегай из FormikaLab. Она объясняет это наличием финансовой возможности у этих предприятий для внедрения инновации. За ними следуют компании, работающие в других направлениях промышленности.  

Главный эксперт учебно-методологического направления нефтехимической группы «Сибур» Виталий Кирилин основным препятствием для внедрения VR считает отсутствие понимания заказчиком того, как необходимо использовать технологию, и недостаток внимания к содержательной части тренажеров. В самой компании VR применяют для проведения тренировок и отработки действий на энергетических установках.  

Что касается AR, то для внедрения этой технологии в производство необходимо максимальное покрытие Wi-Fi на предприятиях. Среди препятствий к использованию технологии называют не до конца понятный конечному пользователю интерфейс устройств. Также, чтобы технология приносила реальную пользу, необходима проработанная содержательная часть – подсказки и инструкции, которые работник будет видеть в своем комплекте AR. В этом случае сложность заключается в том, чтобы унифицировать все подобные инструкции и привести их к единому формату, который можно было бы легко и просто подгрузить в очки. В «Сибуре» разработали свою AR-платформу для удаленных консультаций, она предусматривает использование подсказок – виртуальной указки, стикеров, чата.

Система виртуального общения, «Сибур»

В «Газпром нефти» считают, что главная сложность при внедрении VR-решений в процесс обучения — обеспечение оборудованием и обучение его корректному применению дистрибьюторов и партнеров. 

В целом опыт работы с технологиями VR/AR позитивный. Запросов на разработку и внедрение VR/AR-решений становится все больше: это и обучение, и процессы удаленного контроля операций. [...] Компания самостоятельно разрабатывает нужные кастомизированные VR-решения непосредственно под каждую конкретную задачу.

Владимир Стишкин

Владимир Стишкин

руководитель направления Центра технологий AR/VR «Газпром нефти»

Разные стороны COVID-19

Участники рынка по-разному оценивают влияние COVID-19 на разработку промышленных VR/AR-решений и спрос на них со стороны предприятий. В VR CORP не увидели изменений на рынке во время пандемии. В Modum Lab считают, что на разработке пандемия сказалась не самым позитивным образом, так как основные силы предприятий были направлены на обеспечение особых мер безопасности. В VR Concept добавляют, что экономический спад и введенные ограничения из-за распространения коронавируса привели к урезанию бюджетов в промышленности и в первую очередь по инновационным проектам. В «ИНЛАЙН ГРУП» фиксируют рост числа обращений, однако говорят о существенном увеличении цикла продаж в связи с перераспределением финансирования.

При этом на фоне пандемии заметен и рост интереса к VR/AR-решениям, который позволяют перевести в онлайн научно-технические советы и дистанционное присутствие на заводе, отмечает Денис Захаркин из VR Concept. Об этом же говорит и гендиректор Rubius. 

Вырос запрос на решения типа «удаленный помощник», цифровые двойники производств с элементами VR/AR, тренажеры, которые можно было бы использовать без дорогих специализированных устройств и датчиков (на базе веб, мобильных решений).

Антон Кудинов

CEO в Rubius

В «Газпром нефти» поясняют, что благодаря AR-решениям в пандемию осуществлялись шеф-монтажные работы — удаленный контроль различных операций в капитальном строительстве. Это позволило сохранить сроки сдачи объектов. В «Сибуре» в период карантинных ограничений в компании провели более 700 онлайн-консультаций с помощью инструмента «Удаленный эксперт AR». 

Один сеанс оперативной связи через собственную AR-платформу помогает сэкономить от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Это сокращение командировочных затрат, почасовая тарификация консультации эксперта вместо оплаты полного рабочего дня, оперативное возобновление работы оборудования. Технология оказалась особенно актуальной во время пандемии.

Игорь Климов

Игорь Климов

член правления, генеральный директор тобольских предприятий «Сибура»

Таким образом, компании уже научились действовать в условиях сложной эпидемиологической обстановки, и этой осенью количество проектов в активной работе больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, заключает Анатолий Суздальцев из «Дженерал Ви Ар Рисеч». 

Говоря о трендах отечественного рынка решений виртуальной и дополненной реальности в промышленности, разработчики выделяют несколько положений. Это нарастающий интерес предприятий к подобным продуктам, развитие компетенций VR/AR внутри ИT-интеграторов и корпораций, интерес к использованию технологий для работы в онлайн, а также запрос со стороны предприятий на платформенные разработки. 


 

Базу знаний VR/AR с более чем 130 практиками применения технологии в различных отраслях можно изучить на сайте ICT.Moscow 

Поделиться мнением относительно перспектив технологии или рассказать о собственных кейсах ее применения можно, написав на hello@ict.moscow

Об особенностях применения VR/AR в других отраслях, в частности, в медицине, читайте в материале 


В иллюстрации обложки использован фотоматериал «Сибура»