Текущий статус
Функционирует проект «Московская электронная школа» (МЭШ) – это комплексный, широкомасштабный проект в сфере образования, цель которого – качественное улучшение образовательного процесса за счет использования современного образовательного контента и внедрения информационных технологий. Основными направлениями проекта МЭШ сегодня являются модернизация школьной инфраструктуры, автоматизация образовательного процесса и создание электронного образовательного контента. Активными пользователями сервисов и услуг МЭШ являются около 2 миллионов москвичей. В создании контента МЭШ активно участвует бизнес - внедрена грантовая модель поддержки бизнеса в качестве разработчиков контента.
- В электронной библиотеке МЭШ размещены:
- 146 учебников в электронном виде;
- более 30 тыс. тестов и тестовых заданий;
- 6 виртуальных лабораторий;
- более 15 тыс. сценариев уроков в общем доступе;
- 150 тыс. сценариев уроков, с которыми работают учителя (размещены в личных кабинетах учителей в МЭШ).
- Разработано мобильное приложение МЭШ, предоставляющее сервисы Библиотеки МЭШ и электронного журнала.
- Одним из элементов МЭШ является информационная система «Проход и питание». В рамках реализации проекта «Проход и питание по электронной карте» к концу 2017 года в 3 568 зданиях образовательных организаций города Москвы, в том числе в 1 850 зданиях дошкольных отделений обеспечено предоставление государственных услуг с использованием электронной карты: «Проход в образовательную организацию», «Предоставление бесплатного питания льготным категориям детей», «Предоставление платного питания». Согласно данным электронной картой пользуются:
- более 900 тыс. школьников;
- 175 тыс. сотрудников образовательных организаций;
- более 819 тыс. представителей дошкольников.
- Обеспечен доступ к АИС «Электронный журнал и дневник» для всех образовательных организаций города Москвы. Общее количество образовательных организаций превышает 900. Более 150 млн обращений к электронному дневнику в год.
- В столичной системе образования реализуется проект «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов»:
- инженерные, медицинские, кадетские, академические (научно-технологические) предпрофессиональные классы;
- университетские субботы – профориентация школьников;
- университетская среда – обучение учителей на базе вузов;
- детские технопарки (кванториумы) и центры детского творчества;
- 99% школ Москвы предлагают ученикам 3 и более профиля подготовки в старшей школе, что позволяет расширить возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий для каждого учащегося в соответствии с его способностями.
- Реализуется проект «Школа новых технологий», в рамках которого учащиеся и педагоги получают доступ к ИТ-компетенциям, учащиеся создают ИТ-решения, которые используются в реальной жизни.
Цели и задачи
- Адаптивное образование, основанное на использовании специализированного программного обеспечения
- Формирование среды, обеспечивающей конкурентное участие коммерческих организаций в качестве поставщиков образовательного контента и сервисов
- Формирование инфраструктуры, обеспечивающей более полную цифровизацию образовательного процесса (охват дополнительного образования, внеурочной деятельности) для формирования цифрового портфолио обучающихся и преподавателей
- Развитие программной инфраструктуры в целях оптимизации процессов обработки и хранения данных сферы образования (распределенное хранение и вычисления, реализация эффективных механизмов доставки контента (CDN), внедрение блокчеин в части статистики использования контента)
- Использование нейротехнологий и технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе
- Обеспечение школ современным оборудованием и программным обеспечением, необходимым для реализации адаптивных программ
- Обеспечение максимальной гибкости образовательных программ для быстрого реагирования на изменения рынка труда
- Популяризация информатики, математики, технологических и естественнонаучных дисциплин среди граждан для позиционирования Москвы как центра подготовки квалифицированных кадров в области технических наук, а также поддержки и стимулирования предпринимательской и научной деятельности
Стратегический подход
- Дистанционное обучение
- Применение дистанционного обучения предоставит доступ к образовательным материалам для широкого круга москвичей, позволит присутствовать на уроке удаленно и обеспечит обучение навыкам, необходимым для освоения профессий будущего, с учетом изменения структуры спроса на профессии, замещаемые роботизацией. В среднесрочной перспективе в дистанционном обучении будут всё шире применяться технологии виртуальной реальности.
- Персонализация образования на основе Искусственного интеллекта и Больших данных
- Стремительное развитие науки и технологий приводит к увеличению разрыва между необходимым и реальным уровнями квалификации преподавательского состава по ряду дисциплин. Одним из решений этой проблемы является построение для каждого обучающегося персонализированной образовательной траектории и внедрение цифрового репетитора на базе технологии Искусственного интеллекта. Персонализированная траектория образования подразумевает следование следующим принципам:
- персонализация учебных программ с учётом индивидуальных качеств ученика
- индивидуальный подход к оценке знаний
- выявление скрытых талантов
- Преимуществами цифрового репетитора на основе Искусственного интеллекта являются:
- компенсирование нехватки квалифицированных преподавателей
- качественное дистанционное обучение
- адаптивное образование
- интеграция с образовательными платформами
- альтернатива частного репетитора для малоимущих семей.
- AR/VR/MR - технологии
- Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности (AR/VR/MR) позволят работать с искусственным миром, отражающим реальные свойства объектов и последствия действий участника обучения, а также расширить возможности взаимодействия человека с окружающим миром.
- Применение технологии виртуальной реальности на всех ступенях образовательного процесса окажет положительное влияние на мотивацию московских школьников и студентов, обеспечит контроль за их деятельностью, взаимодействие, интерактивность, пространственную ориентацию, мультисенсорную активность и другое. Сильное мотивационное воздействие достигается за счет моделирования реальных ситуаций, создания эффекта погружения и присутствия в режиме реального времени.
- Геймификация
- Современные обучающиеся страдают нехваткой концентрации внимания, не в последнюю очередь это является результатом использования смартфонов, социальных сетей, мессенджеров и др.
- Минимизировать этот негативный эффект влияния цифровых технологий на процесс обучения пытаются, в том числе, за счет применения геймификации и использования мультимедийных интерактивных систем и контента для того, чтобы сделать уроки более увлекательными и разнообразными.
- Геймификация образовательного процесса путем внедрения механизмов мотивации учащихся и преподавателей, таких как: повышение рейтинга, статуса и пр. при достижении определенных образовательных и педагогических результатов, материальные и нематериальные механизмы мотивации, такие как бонусы, скидки, предоставление новых, ранее недоступных возможностей и контента.
- Цифровое оборудование
- Помимо программных решений, в образовательном процессе расширится применение инновационного технологического оборудования, в частности:
- 3D-принтеров для обучения 3D-моделированию и печати;
- Гибких дисплеев, похожих на обычную бумагу, которые будут хранить всю записанную информацию в памяти и иметь привычный интерфейс ввода – умную ручку или карандаш (для сохранения навыков письма);
- Биометрических сканеров, которые будут использоваться для выяснения эффективности курса или стиля обучения студентов за счет того, куда они смотрят во время занятий. При взаимодействии с Искусственным интеллектом эти данные могут быть организованы таким образом, чтобы каждому из учащихся было удобно, то есть в соответствии с его стилем обучения);
- Специализированных устройств для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Реализация образовательных программ по робототехнике и программированию
- Государственно-частное партнерство
- Коммерческие организации являются потенциальными поставщиками образовательного контента и сервисов. Создание и развитие конкурентной среды является триггером для повышения качества контента и эффективности образовательных сервисов. Механизмы формирования обратной связи обеспечат объективную оценку предлагаемых коммерческими организациями образовательных продуктов. Качественный образовательный контент и сервисы закладываются в основу персонализации образования.